В ходе археологических раскопок на севере Франции было установлено, что современный торговый центр возведен на территории захоронений, существовавших в IV веке нашей эры.
Город Аррас расположен на севере Франции, и точная дата его основания остается неизвестной. Предполагается, что его возвели белги — племенной союз, обитавший в Северной Галлии в начале нашей эры. В те времена город носил название Неметоценна. Предполагается, что его наименование произошло от кельтского термина, означающего священную территорию. Когда в Галлию прибыли римские войска под предводительством Цезаря, Неметоценна представляла собой значительное и развивающееся поселение.
В 57 году до нашей эры Цезарь разгромил армию белгов, которая состояла из разных племен, в том числе племени атребатов. Часть последних позднее переселилась в Британию, но часть осталась в Северной Галлии. Неметоценну римляне укрепили, построили оборонительную крепость (каструм) и переименовали в Атребатум. Последующие волны завоевателей оказались не столь гуманны, как римляне: сначала его разрушили германские племена примерно в 406-407 годах нашей эры, потом — в 451 году — Аттила, а в IX веке — норманны.
В прошлом году владельцы супермаркета в Аррасе приняли решение о строительстве пристройки к существующему зданию. До начала работ археологи провели исследование территории. В ходе раскопок был обнаружен свинцовый саркофаг, датируемый IV веком. В этом сезоне археологи возобновили раскопки и обнаружили, предварительное исследование показало, что обнаруженное в прошлом году — это лишь небольшая доля того, что находится под землей. Древнее захоронение охватывает всю территорию супермаркета и в некоторых местах выходит за его границы.
Основная часть захоронений ориентирована либо на юго-запад, либо на северо-восток и характеризуется тесным расположением. На сегодняшний день все обнаруженные погребения содержат останки людей, захороненных посредством ингумации. Примечательно, что могилы почти не содержат погребального инвентаря: предметы были найдены лишь в двух случаях. Взрослую женщину похоронили с богатым набором украшений, включающим жемчужное ожерелье, серьги, медные и костяные браслеты, медные кольца на пальцах – такое обилие выглядит необычным по сравнению с другими захоронениями.
Наличие древесных остатков и железных гвоздей указывает на то, что большинство усопших были погребены в деревянных гробах. Помимо свинцового гроба, найденного в прошлом году, археологи обнаружили еще один гроб из того же материала, а также саркофаг из известняка. Были обнаружены признаки лишь одного двойного захоронения (взрослого и ребенка) — в остальных случаях, даже если в могиле находятся останки двух людей, каждый из них когда-то покоился в отдельном гробу.
Необычна эта находка, безусловно. В Аррасе археологи в 1980-х годах обнаружили крупное раннеимперское кладбище, содержащее более сотни захоронений первого и второго веков нашей эры. Все могилы содержали кремированные останки, не сопровождавшиеся трупоположениями. Кроме того, они были оснащены богатым и разнообразным погребальным инвентарем, включавшим остатки пищевых подношений, монеты, украшения, предметы ухода, керамику и стеклянную посуду. Таким образом, за несколько столетий местные жители, во-первых, отказались от кремации в пользу ингумации, а во-вторых, прекратили сопровождать умерших погребальными дарами. Если принять во внимание, что первое кладбище относится к периоду расцвета Римской империи, а второе – ко времени ее упадка, можно сделать вывод о том, что причиной послужило снижение уровня доходов населения. Однако это не объясняет столь резкую смену погребального обряда.
Вероятно, причиной послужила христианизация, получившая широкое распространение в Атребатуме в 350-х годах. Значительную роль в этом сыграло Мартин Турский — один из пяти католических святых, почитаемых как покровители Франции. Когда-то он служил в римской кавалерии, включая подразделение, дислоцированное в Атребатуме. Однако в дальнейшем будущий святой отказался от участия в боевых действиях, утверждая, что меч христианину предназначен лишь для борьбы с преступниками, а в отношении врагов следует выступать с крестом. Неясно, как он пережил этот период своей карьеры, который известен нам исключительно по официальной версии его биографии. Тем не менее, Турский пользовался огромной популярностью. Он проповедовал аскезу и неприятие высоких должностей (официальная биография утверждает, что даже на пост епископа в Туре его назначили, используя хитрость).