Обсидиановые орудия опровергли сведения о падении минойской цивилизации

Первая европейская высокоразвитая цивилизация могла исчезнуть иначе, чем считалось раньше.

Авторы нового исследования полагают, что изменение культурных традиций — следствие изменения моды, а не упадка цивилизаций.

История минойской цивилизации до сих пор в основном представляет собой загадки, а не ответы на них, несмотря на большие усилия специалистов. Время ее возникновения относят к середине IV тысячелетия до нашей эры – именно тогда на Крите появляются люди, строящие первые скальные жилища. Название цивилизации дано условно — по имени критского царя Миноса из греческих мифов (хотя вероятнее всего у него был реальный прототип).

Жители острова Крит первыми в Европе создали систему письма. Вначале это были критские иероглифы, ставшие основой линейного письма АЭто, в свою очередь, вызвало появление и развитие древнегреческой письменности Ахейского периода (через). линейное письмо Б). Интересно, что первый в мире «печатный» текстИ полученные печатью готовные «буквы» относят к Древнему Криту.

Первая продвинутая европейская цивилизация носит имя Миноса, критского правителя, чьегоrequest в соответствии с греческими легендами спровоцировало постройку лабиринта Дедалом для Минотавра.

Минойская цивилизация строилась вокруг дворцов, которые можно было бы назвать центрами городов-государств. В этих сооружениях имелся водопровод и канализация, а высота некоторых достигала пяти этажей. На Крите развивалось кораблестроение, благодаря которому минойцы занимались морской торговлей с материковой Грецией, Египтом и Месопотамией.

Падение минойской цивилизации связывают с двумя событиями. Первое — извержение вулкана Санторин около середины II тысячелетия до нашей эры. В результате образовалось цунами, разрушившее города на севере острова, а пепел покрыл остальную территорию.

Археологические находки показали, что минойская цивилизация просуществовала на сто лет дольше, чем считалось ранее. Только после этого остров завоевали микенцы — племена ахейцев, прибывшие из материковой Греции.
В связи с этим завоеванием критское общество претерпело значительные культурные изменения: было принято новое письмо (линейное письмо А исчезло и до сих пор остается загадкой), новая экономическая система, новые погребальные обычаи, а также изменились традиции в одежде и пище.

В журнале PLOS One вышла статьяКанадский Тристан Картер и грек Вассилис Киликоглу оспаривают теорию об уничтожении минойской цивилизации во время микенского завоевания.

Ученые считают, что искусство, одежда, погребальные обычаи не всегда достоверно свидетельствуют о смене цивилизаций. Всё это может меняться под влиянием моды, которая распространяется на новые территории не только во время завоеваний, но и вслед за миграциями или же в рамках межкультурных браков. Существуют примеры, когда люди перенимали чужие обычаи для самовыражения в собственном обществе.

Чтобы глубже понять культуру, исследователи обратились к обыденным практикам. Анализ инструментов из обсидиана, принадлежавших критянам бронзового века, показал происхождение этого материала с острова Милос.

Инструменты из обсидиана

Этот остров расположен между островом Крит и материковой Грецией. Добыча обсидиана сделала его важным центром минойской цивилизации.

Появление микенцев не изменило положение дел: обсидиан поставлялся из прежних источников. Техника изготовления обсидиановых лезвий и способы их применения в трудах, например, при сборе урожая, демонстрировали, что члены общины вели образ жизни, аналогичный тому, который вели их предки за тысячу лет до этого. Их повседневные обычаи отличались от практик жителей материковой Греции.

Восстановление порядка создания орудия из обсидиана.

Анализ свидетельствует, что население преимущественно сохранило местное, минойское происхождение.

Хотя микенское вторжение на Крит могло состояться, его масштабы не ясны. Учёные предполагают, что местная знать могла быть связана с микенской властью: это подтверждается принятием материковых погребальных традиций и стилей одежды. Однако большая часть населения продолжала вести прежний образ жизни.

Необходимо отметить, что новый подход вызывает определённые вопросы. Язык крито-минойской цивилизации не был индоевропейским. В то же время язык критян после ахейского завоевания стал индоевропейским, диалектом греческого.
Если изменение некоторых обычаев можно объяснить культурной диффузией, то полное вытеснение местного языка развитой (по меркам своей эпохи) цивилизации без крупных завоеваний маловероятно.