Обнаружения археологов опровергают теорию о масштабном жертвопринесении кельтов.

Более полувека назад в Швейцарии обнаружили останки двадцати человек, обитавших два тысячелетия назад и скончавшихся одновременно. Тогда предполагали, что это жертвы ритуального убийства. Согласно новым исследованиям, всё обстояло совершенно иначе.

Цезарь описывал галлов как жестоких варваров. Историки полагают, что он преувеличивал опасность.

В 1965 году строители в Швейцарии обнаружили обломки старого моста у реки Тьель. Археологические исследования показали, что мост был построен около 135 года до нашей эры и ремонтировался дважды. В конце I или начале II века до нашей эры его разрушило неизвестное событие.

Археологи исследовали дно реки и часть дна озера Невшательского, куда впадает Тьель. Рядом с разрушенным мостом нашли керамические изделия, железные и бронзовые орудия, среди которых мечи и наконечники стрел, а также останки 20 человек.

Изучение отложений, залегающих над костями, выявило, что эти люди умерли одновременно. Вместе с керамикой и мечами из той же воды это формирует картину коллективного человеческого жертвоприношения.

Местоположение, археологические наметки и фотографии раскопанной площадки / © Зита Лафранчи и др., Научные отчёты.

Мы недостаточно знаем о практике ритуальных убийств у кельтов.
Информация обычно берется из «Записок о Галльской войне» Юлия Цезаря. Цицерон, Светоний и Плиний Старший также упоминают об этом. Цезарь писал о том, что людей сжигали заживо в плетеных корзинах.

К сожалению, учёные находят римские источники по этой теме недостаточно надёжными. Римляне как правило… демонизироватьТех, кого именовали варварами, следовало изучать с помощью археологических данных.

Результаты показывают, что человеческие жертвоприношения кельты практиковали редко. Все обнаруженные свидетельства — обряды, связанные не с огнем, а с водой. Жертву обычно связывали и бросали в реку или озеро в месте, считавшемся священным для определенного кельтского племени.

Кельтские обряды тесно переплетены с водой. Жертвенными подношениями служили животные и различные дары (оружие, украшения, керамика). С учетом этого понятно, почему археологи пришли к выводу о ритуальном массовом убийстве в реке Тьель.

Врачи, археологи, антропологи, биохимики и генетики из Швейцарии, Италии и Германии провели исследование останков человека, обнаруженных около полувека назад. статье для журнала Scientific Reports.

Примеры повреждений на костях.

Ученые стремились установить пол и возраст погибших, а также изучить их травмы и причину смерти. Из-за длительного нахождения костей в воде пол нескольких людей достоверно определить не удалось. Среди погибших была девочка и еще двое детей непологающего пола. Остальные — взрослые люди, преимущественно молодые мужчины (их было 15 человек). Пол еще двоих ученые так же не смогли выяснить.

У всех этих людей выявлены сходные травмы: множественные переломы преимущественно в нижней части тела, несколько повреждений черепов, вероятно, смертельных, а также некоторые — нижних челюстей. Авторы научной работы сравнили характер повреждений кельтов с картиной травм, которую описывают современные медики у пострадавших от несчастных случаев и природных катаклизмов.

Во время цунами люди получают именно такие травмы. Исключение составляют травмы черепа. Исследователи полагают, что с смертельными травмами черепа люди в статистику повреждений при несчастном случае просто не попадают (в ней учитывают только информацию от травматологов, а не от патологоанатомов).

Анализ изотопов стронция свидетельствует, что большинство (12-15 человек) погибших были коренными жителями. Другие прибыли с юга — возможно, с Апеннинского полуострова. Такое соотношение согласуется с данными о подвижности кельтов.

Исследователи пришли к выводу о том, что человеческих жертвоприношений не было. По их мнению, люди стали жертвами природного катаклизма, который разрушил мост и унес жизни всех находившихся на нём. Вероятнее всего, речь идёт о высокой волне, возникшей от Невшательского озера. Оно достаточно велико (почти 40 километров в длину), и при землетрясении на нем могли образоваться подобные волны.

Обнаружив останки скота вниз по реке, проверил результат работы: на костях не заметны признаки жертвоприношений или разделки для продажи мяса. варварамиОднако, вероятно, не такими жестокими, как утверждали римские писатели.