Археологи раскопали на севере Китая гробницу, построенную в середине V века.
Специалисты из Института археологических исследований провинции Шаньси (Китай) обнаружили разграбленную погребальную камеру. Но даже в таком виде она представляет интерес для историков. Во-первых, погребение устроено довольно необычным образом: внутри камеры находится каменный саркофаг, а уже в него некогда поместили деревянный, судя по следам, гроб с телом умершего человека. Внутренний гроб не сохранился — скорее всего, из-за действий грабителей.
Во-вторых, размеры гробницы впечатляют: площадь ее составляет 1,8 метра на 3,3 метра, а высота — 1,9 метра. В-третьих, на стенах гробницы сохранились качественно выполненные барельефы с изображениями воинов, животных, мифических существ. Наконец, археологам в этот раз нет нужды разбираться с датировкой находки: на одной из колонн, подпирающих свод гробницы, высечен год ее создания: в переводе на привычное нам летоисчисление это 456 год нашей эры — время расцвета империи Северная Вэй.
История Северной Вэй — пример того, что Восток и Запад, на самом деле, не так уж сильно отличаются друг от друга. «Рим чтит закон, но правы опять варвары» — такие слова могли бы быть девизом империи, которая существовала на севере Китая в 386-534 годах нашей эры. Причем относится это и к появлению Северной Вэй, и к ее падению.
В III веке нашей эры Северный Китай стал ареной противоборства самых разных племен. На место хунну приходили новые кочевники, потом их сменяли другие, но надолго никто не задерживался — об этом свидетельствуют археологические находки. Так было, пока там не появилось племя тоба. Эти выходцы с берегов Байкала относились к древнемонгольским племенам. Согласно одним ученым, они и говорили на одном из древнемонгольских языков, другие же считают, что тоба были тюркоязычными.
В конце IV века их предводитель Тоба Гуй (386-409 годы правления) покорил регион Шаньси. В 422 году тоба взяли крупный административный центр (бывшую столицу) Лоян и под династическим именем Вэй (Тоба-Вэй) стали настоящими китайскими императорами. Империю, которую они основали, принято называть Северная Вэй.
Надо сказать, что обычаи Северной Вэй долгое время оставались такими, что вызывали у коренных ханьцев неподдельное изумление. Например, когда император умирал и его наследник всходил на престол, вдовствующую императрицу и мать нового императора принуждали к самоубийству.
Существовала и такая традиция. Тоба переняли у ханьцев чиновничью структуру, но считали, что платить госслужащим зарплату — излишество. Сами себя прокормят: возьмут все, что им необходимо у подконтрольного населения. И продолжалось это довольно долго: только примерно через сто лет, то есть незадолго до заката империи, чиновникам стали платить деньги.
Все это говорит о том, что тоба были далеки от китайцев в культурном отношении, настоящими кочевниками, варварами. Именно эти особенности в свое время помогли им завоевать Шаньси, а потом и весь Северный Китай — примерно так, как племена остготов и вестготов на другом конце континента покоряли земли Рима. Цивилизации в тот момент и там, и там нечего было противопоставить варварству.
Но именно цивилизация в конце концов сгубила Северную Вэй. Постепенно тоба перенимали все больше китайских обычаев — и религию. Буддизм получил чрезвычайно широкое распространение в их империи. В буддийских пещерах на севере Шаньси, заселенных между 414 и 520 годами, обнаружены скульптуры, составившие славу вэйского искусства. Они выполнены с глубоким религиозным, даже мистическим подтекстом. Традиционное китайское искусство на юге никогда не было настолько склонно к мистике и религиозному экстазу. Вожди степных кочевников постепенно стали просвещенными правителями — и, как настоящие просвещенные правители, плели интриги, устраивали заговоры, все больше ослабевая.
К началу VI века Северная Вэй практически не вела войны, после того в 469 году бросила свои войска на стены Нанкина и получила поражение от Южного Китая. А потом вовсе раскололась на Восточную Вэй и Западную Вэй, что не прошло незамеченным для очередных степных племен на границах бывшей империи. Цивилизовавшиеся кочевники оказались слабее степняков, которым только предстояло узнать о китайской культуре. Примерно так же, как остготы и вестготы оказались слабее новых народов, завоевавших их королевства.