В испанском автономном сообществе Арагон, недалеко от города Артьеда, археологи проводят раскопки крупного города времен Римской империи. Работы осложняются тем, что это место интересно не только римскими временами.
Специалисты выделили два периода интенсивного использования территории. Первый — римский, I-V века нашей эры, расцвет и закат империи. Второй — средневековый, IX-XIII века, начало и активная фаза Реконкисты.
Средневековые памятники, образующие так называемый Скит (отшельничество) святого Петра, известны достаточно давно: место находится недалеко от знаменитой паломнической Дороги святого Иакова (El Camino de Santiago). Дорога эта проложена по Франции и по северу Испании и ведет в город Сантьяго-де-Компостела, где, как считается, и похоронен святой.
Легенда гласит, что дорога святого Иакова приснилась Карлу Великому в виде Млечного Пути, звезды которого указывали направление к могиле христианского святого. Невозможно установить, снилось ли франкскому императору что-то подобное, но точно известно: он повел войска через пиренейские перевалы и освободил от мавров часть территории христианских королевств.
Судя по всему, участок паломнического пути, проходящий по территории Арагона, проложили на месте античной дороги. Ученые исследовали участок, где в Средние века располагался отшельнический скит, с помощью методов дистанционного зондирования. Они обнаружили под средневековым слоем остатки римских улиц, тротуаров, домов, бань.
Некоторые части зданий уже удалось расчистить. Декоративные элементы на капителях (коринфских) и специфические изменения аттической базы (основание колонны) соответствуют тем, что были приняты в I-II веках нашей эры в Римской империи.
В помещении, которое, скорее всего, было частью общественной бани, нашли хорошо сохранившуюся мозаику. Мозаика черно-белая (белый рисунок на черном фоне), на ней изображены морские коньки, на которых едут маленькие купидоны. Центральная группа окружена раковинами, гребешками, рыбами и дельфинами.
Помимо всего вышеперечисленного, археологи смогли расчистить комплекс сооружений из римского бетона (opus caementicium) — это, вероятно, часть канализационной системы. А недалеко от Артьеды расположены остатки римского акведука, по которому в безымянный пока город, возможно, поступала вода с гор.
Город, на самом деле, пока почти безымянный — археологический памятник сейчас называют Эль-Фора-де-ла-Тута (El Forau de la Tuta), по аналогии с местностью. Исследователи признают, что им еще не удалось найти римское название, как и упоминания о крупном городе, стоящем на этом месте.
Ситуация необычная. Археологи уверены, что все найденное ими до сих пор соответствует единому городскому комплексу, построенному между I и II веками нашей эры и эксплуатировавшемуся до V века. Город имел инфраструктуру и общественные памятники, включая бани, систему водоснабжения и водоотведения, регулярное городское планирование и, возможно, храм. Но никаких исторических источников, в которых бы он упоминался, пока не нашли.
Однако предположить примерную судьбу неизвестного города можно. В конце IV века нашей эры по Европе прошла первая волна Великого переселения народов. Готы пришли на земли уже дряхлеющей Римской империи. Но если остготов привлекал сам Рим и они пошли на Апеннинский полуостров, то вестготы продолжили путь на запад, где и основали позже королевство — на месте бывшей римской провинции Аквитании.
В V веке вестготы постепенно расширили свое королевство: в него вошла почти вся Иберия. Некогда богатая провинция, в которой было много латифундий (крупных землевладений), привлекала не только вестготов: в набеги на эти земли регулярно ходили вандалы и аланы. Вожди и короли варваров не желали жить в городах, предпочитая занимать роскошные загородные виллы римлян. Там, где власть империи прекращалась, города постепенно приходили в упадок: некому было поддерживать в них порядок.
Ученые предполагают, что во времена вестготского королевства место, где когда-то стоял крупный римский город, стало сельскохозяйственным районом (оно находится в плодородной долине реки Арагон), а уже в Средние века, после завоеваний Карла Великого, там появилось небольшое христианское поселение.