Можно ли было избежать блокады Ленинграда?

Двадцать седьмого января 1944 года произошло окончание блокады Ленинграда. Продолжавшаяся 872 суток блокада унесла жизни 1,09 миллиона жителей города, практически все от голода. Это стало крупнейшей гуманитарной катастрофой в масштабе города за всю историю человечества. Для сравнения можно упомянуть, что в Западной Европе от стратегических бомбардировок погибло вдвое меньше мирных жителей. Какие события привели к катастрофе в Ленинграде? Можно было ли предотвратить их? Было ли реально снабжать блокадников лучше, чтобы уменьшить число погибших? Или снять блокаду военным путем до января 1944 года?

Скрытая среди построек, советская зенитная установка расположена возле ростральной колонны. Блокадный Ленинград.

В СССР количество погибших в блокадном Ленинграде определялось только по документам о смертях от голода (632 тысячи человек) и боевых повреждений (17 тысяч). Такой подход был неверным, так как в городе из-за отсутствия топлива и нормальной работы водопровода отсутствовали канализация и водоснабжение, а дизентерия и другие болезни унесли жизни людей проще, чем это происходило обычно. Следовательно, значительная часть погибших была причислена к жертвам болезней.

К 2020 году в прокуратуре Санкт-Петербурга накопилось достаточное количество данных для оценки числа погибших. в 1,09 миллионаTens of thousands perished from shelling and bombings – the rest died from starvation. This was not merely the largest famine in the history of any populated area, but also the greatest humanitarian catastrophe in a single city throughout history. Homo sapiens.В любом из городов – Лондоне, Берлине, Дрездене, Токио, Хиросиме или Нагасаки – жертвы природного бедствия были бы в разы меньше, чем во время блокады.

Размах разрушений среди мирных жителей беспрецедентен — мы надеемся, что такому не будет повторения в будущем. Понятно, что к этому привело исключительное взаимодействие обстоятельств. Какие именно обстоятельства и могло ли развиваться по-другому?

Решение одного человека

В 2014 году телеканал «Дождь», признанный иноагентом, задал ещё один вопрос и попытался… провестиОпрос по теме «Необходимо ли было сдать Ленинград, чтобы спасти сотни тысяч жизней?» не был первым подобным телеканалу. В конце 1990-х автор, общаясь с сторонниками нацистских идей, слышал практически идентичные вопросы: будто бы достаточно было капитулировать, чтобы избежать голодной смерти в Ленинграде. Вне контекста сложившейся ситуации такая точка зрения может показаться логичной.

Анализ документов войны демонстрирует, что смысл формулировки вопроса сомнителен. План «Барбаросса» предусматривал захват Ленинграда. Но в процессе его реализации настроение Гитлера трансформировалось. В конце сентября 1941 года немецкие войска получили от него новые подробные указания. цитатаО direttiva del Quartier Generale delle Forze Navali Tedesche sull’eliminazione di Leningrado.

«2. Лидер решил уничтожить Санкт-Петербург полностью. После поражения Советского Союза наличие этого большого города больше не имеет значения…

Верховному главнокомандованию известно требование [немецкого] военно-морского флота о сохранности судостроительных, портовых и других сооружений, важных для него. Но выполнить его невозможно из-за общей линии политики в отношении Петербурга.

Планируется окружить город плотным кольцом и уничтожить его путём артобстрелов всех калибров и непрекращающихся авианалётов.

Культурные деятели Германии предпринимают усилия по уничтожению, с их точки зрения, избыточного города.

Если вследствие сложившейся ситуации в городе появятся просьбы о сдаче, их отвергнут, потому что проблемы с проживанием и продовольствием местного населения решаться нами не могут. В этой войне за право на существование заинтересованность в сохранении хоть части населения отсутствует.

Несмотря на то, что флот желал получить верфи и порт целыми, желание Гитлера разрушить город вместе с населением было настолько велико, что соображения о сохранении скота и имущества перестали иметь значение.

Нацистская идеология считала существование русских излишним. Часть из них допускалось оставить только в качестве сельского населения, которому запрещалось учиться считать более чем до 600, зато обязательным было обучать их прибегать к контрацептивам и абортам, как это позднее уточнил Гитлер в «Застольных беседах».

Город миллионный, имеющий долгую историю, не соответствовал концепции «полезных русских». Если бы руководству СССР, столкнувшись с голодом, пришла мысль передать Ленинград, немцы обложили бы город и сравняли его с землей, уничтожив всех находившихся в нём на момент начала блокады.

В этом случае погибли бы все 2,44 миллионаЧисленность людей, находившихся в городе к 4 сентября 1941 года, перед началом блокады, составляла 0,593 миллиона детей и всего свыше полутора миллионов человек. Это на 1,35 миллиона больше, чем число погибших по нашим данным.

Таким образом, правильный ответ на вопрос канала «Дождь» такой: при сдаче Ленинграда для спасения сотен тысяч жизней пришлось бы потерять миллионы, значительно больше, чем в реальности.

Каковы причины возникновения этой ситуации, и могло ли быть предотвращено это событие?

Ленинград располагался далеко от границ, поэтому враг не смог бы взять его без серьёзных ошибок в обороне приграничных фронтов, прежде всего Северо-Западного, который стремительно потерял Прибалтику. К 23 августа 1941 года у Ленинградского фронта живой силы было сравнимо с силами немецкой группы армий «Север». Но недостатком не были только малое количество танков и исправных самолетов. Главная проблема заключалась в нехватке опытных командиров фронтов.

Усилия по захвату Луги, даже при полном окружении, тянули фронт и облегчали противнику прорыв.

Проанализировав карту боевых действий, можно увидеть, что советские войска разделили свои силы весьма серьезно, создавая необоснованно растянутый фронт обороны, прикрытый «равномерно». В результате немцы, формируя «кулаки» на выбранных направлениях, получали там значительно большее превосходство в силах по сравнению с общим соотношением сил на фронте.

В обычных ситуациях защитники ведут наблюдение за силами противника и сосредотачивают свои силы против ударных групп врага. Для этого необходимо хорошо понимать возможные направления атаки противника, а также иметь оперативную разведку.
М. Попов, командующий Ленинградским фронтом, не продемонстрировал ни одного из этих качеств. Его сняли 5 сентября 1941 года, заменив Ворошиловым, но успех последнего был не лучше. В результате 13 сентября на смену Ворошилову в Ленинград прибыл Жуков — первый достойный командующий фронтом на этом направлении.

Руководство группы армий «Север» до 20 сентября не получало указания о том, что брать Ленинград не нужно, и активно пыталось это сделать. Удар по Шлиссельбургу 8 сентября 1941 года, начавший блокаду города на Неве, не рассматривалось ею как ключевое действие — основные немецкие силы всё ещё были сосредоточены на попытке захватить Ленинград.

Если бы немецкие армейские части лучше понимали приоритеты Берлина, им логичнее было бы сосредоточить силы к востоку от города. После Шлиссельбурга можно было бы отбросить несильную 54-ю советскую армию на восток, заняв Новую Ладогу и Волхов. В этом случае снабжение Ленинграда проходило бы по значительно длиннее линии через Ладожское озеро, а число жертв среди жителей увеличилось бы.

На «Невском пятачке» 115-я стрелковая дивизия готовится к сражению. 1941 год.

Жуков, приняв командование 13 сентября 1941 года, сосредоточил силы на главных направлениях немецких ударов, вследствие чего у города немцы больше не имели наступательных успехов. Попытки советской стороны деблокировать город, начавшиеся сразу же, 10 сентября 1941 года, результатов не принесли.

Чтобы понять важность полководческих решений в то время, вспомним захват Шлиссельбурга и установление блокады. Командующий 54-й армией Кулик, подчинявшийся не Жукову, а непосредственно Ставке (сама идея прямого управления армией на тысячи километров вызывает вопросы), так описывает падение Шлиссельбурга:

Захват Шлиссельбурга можно объяснить обманом и невежеством старших офицеров, как показано на месте. Вышестоящее командование меня уверило, что в этом районе всё спокойно, а я в период сосредоточения армейских частей не смог выехать на место и поверил штабу 48-й армии и её командующему, которые, по их словам, не допустят противника к Шлиссельбургу. Я полностью занимался организацией перегруппировки для захвата станции Мга. В этот период я мог бы бросить стрелковую дивизию, которая могла бы предотвратить захват Шлиссельбурга.

Маршал Кулик изображен справа от центра. К моменту взятия Шлиссельбурга от 48-й армии (расстроенной еще в летних боях) оставался в основном ее состав. Как Кулик мог положиться на неё в ситуации с ключевым для снабжения Ленинграда пунктом, знали только он и его совесть.

Можно утверждать: если бы Ставка отправила Жукова на ленинградское направление в августе 1941 года, а не 13 сентября, блокады города не было бы. Там, где Жуков командовал фронтом в 1941 году, ему удавалось эффективно использовать силы и останавливать противника до достижения немцами своих оперативных целей. Позиция Ставки тоже ясна: в августе 1941 года у неё не было понимания того, что командование Ленинградского фронта настолько слабое, что несмотря на значительные силы (у Жукова к 13 сентября их было меньше, чем у его предшественников в августе), не сможет остановить вермахт на подступах к городу.

Возможно ли было обеспечить город продовольствием, чтобы предотвратить гибель миллиона человек от голода?

Первоначально захват Шлиссельбурга не должен был вызвать голода. С первого тысячелетия нашей эры Ладога была оживленным водным путем. Что мешало снабжать город по ней? Некоторые факторы помешали: мирное судоходство шло через захваченный Шлиссельбург, по каналам. Его вели преимущественно на баржах, буксируемых немногими самоходными судами на Ладоге. Их было достаточно, пока баржи шли по безопасным в смысле волн каналам.

В Ленинграде батальоны местной противовоздушной обороны НКВД состояли в основном из женщин. Дежурили они на крышах домов, наблюдая за городом. После обстрелов или бомбежек сообщали о точках попаданий и пожаров для быстрой отправки пожарных и медиков.

Осенью озеро было неспокойным, из-за чего управление баржами становилось сложнее. Маршрут получался длиннее, а средняя скорость на нём — ниже. К тому же портовые сооружения на берегу Ладоги с ленинградской стороны отсутствовали, и их приходилось строить прямо осенью 1941 года. Сильные штормы к октябрю уже начали прерывать навигацию, а в ноябре пошёл лед, не позволявший плавать, но ещё не дававший проехать из-за недостаточной толщины.

Завоз продовольствия в город был объективно невозможен из-за сложившейся ситуации. За осень 1941 года по «водным» путям завезли 45 тысяч тонн продуктов — больше, чем любого другого вида грузов. Обратными рейсами вывозили людей. Для города с населением в пару миллионов человек — именно столько осталось из-за импровизированной логистики, которая не позволяла эвакуировать большое количество жителей — это было очень мало.

Потребность в продовольствии для избежания голода и ослабления организма, делающего человека уязвимым к болезням, составляла около килограмма на человека в день. При необходимости в двух тысячах тонн продовольствия ежедневно поставки с 8 сентября до конца года должны были составить порядка 220 тысяч тонн (напомним, что только муки до 11 сентября 1941 года в городе расходовали 2100 тонн в сутки). В реальности было меньше (510 тонн муки с 20 ноября, например).

ПС-84 (в более поздний период войны именовались Ли-2, а в народе — дугласом) имели номинальную нагрузку 1,6 тонны, но на Ленинград всегда летали с перегрузом, беря на борт 2,5 тонны. С таким же перегрузом шли обратно, эвакуируя оттуда детей, раненых и взрослых гражданских.

Самый острый момент блокады Ленинграда пришёлся на октябрь 1941 года и продлился до весны 1942 года (после чего частота смертей уменьшилась, так как возобновились водные перевозки). Именно осенью 1941 года штормы и плавучие льдины прервали водную навигацию, оставив город только на воздушном снабжении. Его осуществляли несколько десятков самолётов ПС-84 (советская копия «Дугласа» DC-3). Затем им на помощь прибыло несколько десятков ТБ-3, первоначально тяжелых бомбардировщиков. Поэтому за 1941 год по воздушному мосту в Ленинград было доставлено лишь 5 тысяч тонн продовольствия.

Возникает вопрос: не мог ли СССР, имевший к началу войны десятки тысяч самолетов, выделить для Ленинграда больше транспортников? Теоретически — да, тех же ПС-84 к концу 1941 года советская промышленность сдала около трехсот. На практике это было нереально: многие машины нельзя было быстро перебросить в этот район, другие были заняты на экстренных транспортных операциях где-то еще — война шла на огромном двухтысячекилометровом фронте. Несмотря на небольшое количество самолетов, летчики немцев, благодаря более разумной организации ВВС, делали больше вылетов на фронте, чем наши, отчего множество только что выпущенных ПС-84 быстро сбивали.

Ввиду необходимости длинных взлетно-посадочных полос — около километра — ПС-84 не могли использовать кратчайший маршрут Новая Ладога — Ленинград. Транспортники летают из Хвойного, а иногда и Вологды (за сотни километров).

Полеты самолетов ПС-84 осуществлялись только днем. Жители тех мест знали, что осенью и зимой светового времени там очень мало. В дневные часы работали немецкие истребители, часто сбивающие или повреждающие советские машины. Запрет на ночные полеты был введен из опасений прорыва к городу немецких бомбардировщиков по оговоренным с ПВО свободным коридорам.

Это были в основном беспочвенные опасения. Несложно догадаться, что, не зная заранее времени подхода караванов ПС-84, немцы не могли дежурить в воздухе по ночам. Ожидая «свободного прохода» с неизвестной стороны в непонятное время, тратили бы много боевых вылетов напрасно. Поэтому следующей осенью, 1942 года, полеты ночью в ограниченном масштабе в Ленинград начались — и не показали ожидавшихся проблем.

На карте красной ниткой обозначена военно-автомобильная дорога 102, участок которой проходил по льду Ладожского озера. Лед достиг двадцати сантиметров толщины, что позволяло проезду грузовиков всего за месяц до конца года, поэтому в 1941 году по Дороге жизни перевезли всего шестнадцать с половиной тысяч тонн грузов. Но к концу декабря лед окреп, и темпы поднялись до тысячи тонн в сутки (машины могли идти полными и часто). К сожалению, здоровье сотен тысяч блокадников уже было подорвано голодом в ноябре и декабре.

В наиболее тяжёлые месяцы осени 1941 года, когда нормы выдачи хлеба снизились до 100 граммов, самолёты ПС-84 могли бы перевезти около 12 тысяч тонн продовольствия при разрешении ночных полётов. Об этом говорит тот факт, что в ноябре случались редкие периоды сплошной облачности, когда эти машины летали без противодействия немецких истребителей (которые малоэффективны в таких условиях). В такие дни доставлялось до 216 тонн продовольствия.

Это могло лишь немного уменьшить голод, но полностью его не устранить. 100 или 200 тонн еды в день для двух миллионов людей недостаточно. Разницу в числе погибших могли бы сократить хотя бы несколько сотен тонн в сутки или тысяча-две.

Возможен ли был такой вариант? Теоретически — да. В СССР в 1935 году появился деревянный САМ-5 — самолет с мотором, аналогичным У-2, но в полтора раза быстрее и способный перевозить 400 килограммов (или пять пассажиров). С 1935 по 1940 год в СССР построили более девяти тысяч самолетов с двигателем типа У-2. Не было никаких препятствий для выпуска вместо них САМ-5.

Если четыре таких машины заменяли один ПС-84 по грузоподъемности и работали с коротких взлетно-посадочных полос, то могли бы обеспечить нормальный воздушный мост. По маршруту Ленинград — Новая Ладога самолет перевозил бы пару тонн грузов за одну ночь. Следовательно, тысяча подобных машин закрыла бы потребности Ленинграда без голода.

Но это было возможно только в теории. На практике конструктор САМ-5 перешел дорогу Яковлеву, у которого был собственный серийный самолет под мотор М-11. Самолет Яковлева был медленнее САМ-5 и брал меньше полезной нагрузки, но был своим, а не чужим. Поэтому «на вопрос Сталина Яковлеву, который у него был консультантом по авиации… тот» ответилСамолет SAM-5-2 бис хороший, но его наружная отделка требует улучшения.

Конструктор совершенствовал машину и в 1943 году представил модификацию САМ-25 с увеличенным радиусом действия. Опытная машина доставляла грузы партизанам, но попытки оказались тщетными: создатель самолета не смог угодить Яковлеву, несмотря на то, что тот указал ему путь к успеху. В результате СССР лишился действенного легкого транспортного самолёта.

В 1941 году лучшим лёгким самолётом СССР считался У-2, созданный в 1928 году. Грузоподъёмность этого самолёта была в четыре раза меньше, чем у САМ-5. Воздушный мост с его помощью создать было почти невозможно. Поэтому борьба за власть в 1930-х годах привела к гибели миллиона человек.

Некоторые ошибки можно было избежать даже в сложившихся условиях. Крупное упущение в снабжении Ленинграда случилось после роковой осени 1941 года. В навигацию по Ладоге 1942 года вывезли триста десять тысяч тонн промышленного оборудования и имущества для военной промышленности, которое простаивало в осажденном городе.

Прежде чем город оказался заблокированным, Ленинград был крупнейшим центром военно-промышленного комплекса России, уступая по масштабам лишь Москве. После начала блокады 8 сентября 1941 года снабжение предприятий сырьем стало невозможным. Основную часть оборудования вывезли, работников эвакуировали. Производство продолжалось в основном за счет людей старшего возраста, подобных тем, кто изображен на данном фото. Снимок сделан в Ленинграде в декабре 1942 года / © Wikimedia Commons.

С логической точки зрения, эффективнее было бы вывезти людей вместо оборудования. 0,3 миллиона тонн перевозок хватило бы для эвакуации всего мирного населения из города. Тогда в осажденном Ленинграде уменьшился бы спрос на продовольствие, и недостаток еды не стал бы спутником горожан до снятия блокады.

В документах нет однозначного ответа о причине этого. В них также нет признаков понимания руководством осажденного города того факта, что даже осенью 1942 года (и даже весной 1943 года и далее) смертность на душу населения, с учетом возрастных групп, в Ленинграде оставалась значительно выше уровня лета 1941 года.

В 1942 году на Ладоге появились небольшие самоходные суда немецкого производства с мощным зенитным вооружением. Германские и финские войска использовали их для прерывания поставок в осажденный город. В ходе рейсов по маршруту они пытались потопить грузовые суда и баржи с продовольствием, а также на обратном пути – детские и другие эвакуационные транспорты. Тем не менее, за навигацию 1942 года по воде в город было доставлено 350 тысяч тонн продовольствия, а обратно вывезено сотни тысяч человек.

Руководство города, вероятно, докладывало вышестоящим о количестве смертей (включая голодающих), приблизившимся к довоенным показателям ко второй половине 1942 года. В это время эвакуация снизила численность населения настолько сильно, что абсолютные цифры не отражали реальной ситуации.

Сегодня ясно, что много смертей от болезней при недостатке еды происходят из-за голода (слабый организм плохо сопротивляется инфекциям). В 1940-х это явление изучили мало и руководители Ленинграда вряд ли хорошо его понимали.

Из этого автографа ясно: руководство государства уделяло большое внимание воздушному мосту и другим аспектам снабжения города. В условиях дефицита самолетов даже строгие меры могли лишь уменьшить число жертв, но не предотвратить массовый голод.

Сталин лично уделял большое внимание вопросу снятия блокады: с осени 1941 года на документах о воздушном мосте и норме поставок видны его пометки и подписи. Запискам его переговоров с командирами на фронте видно, что с сентября 1941 года он постоянно подталкивает их наступать с целью прорыва блокады города, иной раз недвусмысленно угрожая. Огромный объем сил выделялся для Ленинградского и Волховского фронтов, а также… высокийУровень потерь в наступательных операциях по деблокаде этого города превосходит показатели всех других городов СССР. Это ясно свидетельствует: Кремль был готов на многое, чтобы снять или хотя бы ослабить блокаду.

Если бы городские власти чётко представляли ситуацию в своей епархии и доводили информацию Москве о том, что с весны 1942 года голод продолжал губить людей, пусть и реже, весьма вероятно, что из Ленинграда сначала эвакуировали бы людей, а потом станки. Однако документальные свидетельства архивов говорят о том, что у местного руководителя никогда не было ясного понимания масштаба проблемы в этот период.

Нельзя было снять блокаду ранее?

12 декабря 1941 года Сталин одобрил план Шапошникова по нанесению удара под Ленинградом. Волховский фронт, развернутый восточнее и южнее осажденного города, должен был играть ключевую роль. Ему поставили задачу нанести удар навстречу Ленинградскому фронту и снять блокаду. Планировались также удары южнее, вплоть до Новгорода.

По формальным показателям вероятность успеха операции была высокой. У Волховского фронта к началу наступления 7 января — 30 апреля 1942 года насчитывалось полтора раза больше личного состава и на 1,3 раза больше артиллерии, чем у противника. Хотя боеприпасов не хватало, немецкая сторона в это время тоже сталкивалась с проблемами снабжения.

Редкий плакат, характерный для Ленинграда периода войны. Этот находился на пересечении Разъезжей улицы и Лиговского проспекта, фотография сделана в декабре 1942 года / © Wikimedia Commons.

При планировании Генштаб не учел разницу в тактическом качестве советских и немецких войск. К этому моменту Германия потеряла менее 10 процентов солдат, начавших войну 22 июня, а СССР — более 90 процентов. Значительная часть довоенного офицерского состава также была утрачена. Резервисты, призванные на службу, в плане подготовки уступали немецкой армии.

Прорыв удалось осуществить лишь 2-й ударной армии, находящейся сравнительно далеко от Ленинграда. Расширить его в северном и южном направлениях ей не представлялось возможным. После многочисленных недель атак по обороне противника немцы нанесли контратаки по клину 2-й армии, в результате чего та была практически полностью уничтожена.

Часть советских военных понимала, что с резервистами против довоенной армии нужно действовать иначе. Среди таких был Георгий Жуков. В первой половине 1942 года он прямо говорил Сталину, что наступать сразу везде — от десанта в Крыму в декабре 1941 года до Ростова, Харькова, Москвы, Новгорода и Ленинграда — неразумно. Надо уменьшить число участков наступления, сосредоточить силы на одном направлении и там добиться серьезных успехов. Стратегия распыления сил ему не нравилась.

Если бы перед началом блокады Ленинграда руководство СССР сосредоточило те же силы на усилении Волховского фронта, вместо Крымской операции и ударов под Харьковом, успех был бы более внушительным.

Проблема заключалась в том, что Сталин ещё не осознал и принял тот факт, что Жуков, будучи хоть и неприятным в личном общении человеком из-за своего особого мнения, являлся более разумным планировщиком, чем Шапошников, склонный соглашаться с требованиями политического руководства.
Сталину казалось, если остальные военные ему не возражали, а Жуков возражал, значит что-то не так с Жуковым. Главнокомандующий ещё не понимал того, что на самом деле в большинстве его генералитета, выросшего в мирное время и ориентированного на то, чтобы угодить начальству и не раздражать его, существовал конформизм.

К осени 1942 года Сталин разобрался в ситуации и поддержал идеи Жукова и Василевского. переломилоПрогресс войны к весне 1942 года не достиг фазы принятия решений, оставаясь в стадиях отрицания и гнева. Из-за этого перелома ни в войне в целом, ни под Ленинградом зимой 1941/42 годов не произошло. Важны кадры, но только если умеешь отличать неприятных, но эффективных от приятных, но бесполезных.

Массовый голод, унёсший жизни миллиона ленинградцев во время войны, был следствием решения Гитлера о полном уничтожении Москвы и Ленинграда с ликвидацией населения этих городов как лишнего фактора. Планы нацистского лидера в отношении Ленинграда осуществились на 40 процентов из-за неспособности Красной армии своевременно остановить наступление противника, что было обусловлено катастрофическими последствиями 22 июня 1941 года и недостаточным уровнем подготовки командующих ленинградским направлением фронтов по сравнению с Жуковым, Рокоссовским или Тимошенко.

Не то чтобы недостатка в способных генералах не было — Черняховский, начавший войну на Северо-Западном фронте, наверняка справился бы куда лучше. Но к осени 1941 года им еще не довелось достаточно много раз продемонстрировать в боях свое превосходство над людьми, занявшими вершины военной пирамиды в мирное время.

В центре изображен Черняховский, принимающий капитуляцию одного из немецких командиров окруженных войск в 1944 году. Сообщения НКВД гласили, что летом 1941 года люди из окружения полковника Черняховского слышали от него утверждения: с имеющимися силами Северо-Западного фронта надо наступать на немцев, а не отступать. Возможно, у него это даже бы вышло. Но был нюанс: в то время ему было 34 года, а 34-летних полковников не принято ставить командующими фронтами. Впрочем, через три года войны он всё же дослужился до этой должности.

Когда советская сторона решилась послать Жукова к Ленинграду, ситуация уже была катастрофической. В августе он предотвратил бы блокаду, не дав немцам подобраться к Ладоге. Прибыв через месяц, Жуков столкнулся с фактом блокады, а исправить это упущение труднее, чем его не допустить. Коневу и Буденному удалось развязать катастрофу под Москвой, поэтому у Георгия Константиновича не было времени на попытки решения проблемы в Ленинграде. В начале октября его перебросили к Москве заделывать новые дыры в линии фронта.

Эффективная стратегия января 1943 года могла бы изменить ситуацию под Ленинградом, однако её разработка была невозможна из-за отсутствия в Генштабе после ухода Жукова человека, способного отстаивать свою позицию перед Сталиным. В результате армия действовала на всех фронтах одновременно, но нигде не достигла значительных успехов.

Позднее радикально исправить положение оказалось затруднительно: воздушный мост по вышеуказанным причинам не был реализуем, а «дорога жизни», постоянно повреждаемая колесами грузовиков, бомбами и снарядами, часто имела ограниченную пропускную способность. Несмотря на это, после начала ее регулярной работы поставки продовольствия в город существенно увеличились. Однако было уже поздно: самые голодные месяцы блокады — ноябрь и декабрь — серьезно подорвали здоровье жителей.

Женщины среди обломков бомбового удара.

В Ленинграде зима 1941/42 годов стала адово холодной из-за дефицита топлива, вызванного блокадой. Холод и голод настигли город одновременно. С конца ноября 1941 года люди получали от 580 до 1090 килокалорий в день (в зависимости от статуса), из-за чего массово умирали на улицах. За декабрь — февраль по официальным данным умерло 40 процентов всех погибших в блокаду. Избыточная смертность в городе за январь — март составила более трети миллиона человек, а вместе с декабрем ушла далеко за 0,4 миллиона человек. Благодаря открытию судоходства число ежемесячных жертв уменьшилось, и всего до сентября 1942 года из-за блокады погибли 0,78 миллиона человек. Остальные 0,3 миллиона пали жертвой последующих полутора лет недоедания и болезней.

Снижение смертности наблюдалось только после операции «Искра» в начале 1943 года. Пробитый узкий коридор позволил построить железную дорогу. Однако снабжение прерывалось обстрелами и оставалось недостаточным до полного снятия блокады в январе 1944 года.

Желавшие спасти гражданское население от нацизма одержали победу. Вместо сто процентов населения доблокадного Ленинграда, как желал главнокомандующий сильнейшей западной армией мира, погибли сорок процентов. Нельзя не признать, что спасение жизней трех из пяти блокадников — большая победа. Однако нельзя забывать и другое: неспасение двух из пяти — тяжёлейшая трагедия.