В отличие от распространенного мнения, Святая католическая церковь долгое время не требовала воздержания от брака у священников, монахов и монахинь. Однако после того как Папский престол ввел правило целибата для своих служителей, тем пришлось изменить свой рацион.

Разделение империи Карла Великого, закреплённое Верденским договором в середине IX века, стало символом трансформациюПеремены коснулись экономических и социальных основ средневековой Европы во всех областях, от уклада жизни крестьян до трансформации верований.
В наше время многие считают безбрачие обязательным условием для служения в Католической церкви. Однако это правило было установлено лишь в 1139 году на Втором Латеранском соборе. До этого вопрос о браке служителей церкви волновал богословов.
Часть людей понимала слова апостола Павла — «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» — как призыв к безбрачию. Однако известнейший раннехристианский богослов Климент Александрийский считал, что Павел был женатым человеком.

В 306 году на Эльвирском соборе впервые зазвучала мысль о полном воздержании от брака для духовенства. Большинство не согласилось с этим предложением, но слухи быстро распространились среди народа. К концу IV века женатые священники стали редкостью. После этого варвары из восточных земель пришли на земли Западной Европы, принимая христианство в искажённом виде.
К IX веку целибат воспринимался как желательное, но не обязательно обязательное состояние, и для священников, и для монахов, и для монахинь. Работа женщин в мужских монастырях и мужчин в женских создавала постоянные соблазны.
В 910 году настоятель Клюнийского аббатства Одон предложил серьезную церковную реформу. Считал он, что монахи слишком отклонились от устава Святого Бенедикта и жизнь в монастырях мало чем отличалась от жизни мирян, разве что дополнительным доходом.
Одон Клюнийский заявлял о снижении нравственности клириков и монахов, просил установить для них единые нормы поведения. Речь шла как о религиозных обрядах (длительная литургия, строгий порядок молитв), так и о повседневной жизни. Одон настаивал на строгом соблюдении целибата, умеренности в питании, одинаковых одеждах (даже до этого монахи не чурались модных тенденций). Помимо этого, предложил запретить симонию — продажу церковных должностей, священных таинств и даже святых реликвий.
Семь монастырей Прованса поддержали Клюнийскую реформу, а затем к ним присоединились другие. После обращения к папе римскому эти монастыри были освобождены от власти местных сеньоров и епископов, становясь подчинёнными непосредственно Риму. Клюнийская реформа послужила основой для Григорианской реформы XI-XII веков, которая произвела серьёзные преобразования в Католической церкви.
В письменных источниках говорится, что принципы Клюнийской реформы коснулись не только монахов и священников, но и мирян, проживающих неподалеку от монастырей.
Международная группа археологов раскопала два кладбища IX-XIII веков во Франции на юге страны. На одном захоранивали местную знать, на другом — простолюдинов. Ученые проанализировали соотношения стабильных изотопов и пришли к выводам о рационе питания этих людей. Результаты работы представлены в… статье для журнала Archaeological and Anthropological Sciences.
Клюнийская реформа запрещала употребление мяса священнослужителям полностью. Мирянам разрешалось есть мясо, кроме постных дней. Ограничения на хлеб, вино и овощи распространялись на служителей Церкви. Исключения делались для очень старых или больных людей и маленьких детей.

Авторы нового исследования обнаружили, что местная знать питалась в основном злаками (пшеницей, овсом, ржи и ячменем), но одновременно с этим получала достаточное количество животного белка.
Беднейшие люди редко употребляли мясо, зато основу их рациона составляли овощи и рыба. Удивительно, что основным алкогольным напитком в данном регионе было пиво, а не вино, которое сейчас чаще всего связывают с Южной Францией.
Полученные результаты не позволяют однозначно утверждать, приняли ли католики-миряне правила Клюнийской реформы. С монахами таких вопросов нет (точно известно, что мясо они не употребляли), а вот крестьяне деревень могли стать вегетарианцами (или пескетарианцами) просто из-за бедности.