Георадар поможет исследовать древнее кладбище

Археологи из Мексики приступили к изучению подземных переходов в городе сапотеков.

Сотрудники Национального института антропологии и истории Мексики (INAH) сообщили, в скором времени стартует проект «Льобаа» (Lyobaa). Участники проекта намерены применить современные технологии для исследования подземных сооружений Митлы — древнего города, находящегося на востоке мексиканского штата Оахака.

На основании археологических находок, можно предположить, что поселение на этой территории возникло еще в 500 году до нашей эры, однако сохранившиеся постройки датируются периодом с 200 года нашей эры. По мнению историков, Митла являлась одним из ключевых центров сапотекской культуры Мезоамерики. Кроме того, в городе зафиксированы следы культуры миштеков, несмотря на эпизодические мирные отношения, сапотеки чаще всего вели войны с соседними народами. Происхождение культуры и письменности сапотеков, как правило, относят к ольмекам, населявшим южные районы.

По мере строительства грандиозного Монте-Альбана (мы рассказывали, учитывая, что площадь этого города превосходила площадь Вавилона, жители Митлы начали переезжать туда. Тем не менее, резиденция верховного жреца (который, согласно некоторым представлениям, являлся и правителем сапотеков) оставалась в Митле. Город превращался в комплекс сооружений, имевших сакральное значение.

Согласно древним и колониальным источникам, существовал обширный подземный лабиринт, доступ к которому обеспечивался через один из главных дворцов Митлы и который соединялся с глубокой природной пещерой. Сапотеки верили, что это был подлинный вход в подземный мир. Помимо этого, там осуществлялось захоронение жрецов и правителей.

Топоним Льобаа, обозначавший окрестности до испанской колонизации, имеет сапотекский перевод «Место подземного мира», а название Митла с науатля интерпретируется как «Место мертвых».

Первые католические священники и миссионеры, прибывшие в этот регион, по сведениям летописца XVII века Франсиско де Бургоа, запечатали все входы в подземный лабиринт. В XIX и начале XX веков предпринимались попытки обнаружить затерянный лабиринт, в результате которых под одним из внутренних двориков были найдены как минимум две монументальные гробницы. Тем не менее, полноценное исследование подземной части города пока не проводилось, причины этого мы поясним позже.

Проект «Льобаа» был реализован благодаря совместным усилиям федерального Министерства культуры, Национального автономного университета Мексики и ассоциации ARX Project. Археолог INAH Дениссе Арготе Эспино отметила, что для исследования древнего города будут применяться передовые, неинвазивные и неразрушающие технологии.

Ей было поручено разъяснить, что для исследователей важна не только археология данного места и его история, но и задача сохранения этих памятников. Поскольку территория Оахаки характеризуется высокой сейсмической активностью, требуется наличие технических данных, которые позволят создать геологическую карту и определить потенциальные угрозы для археологических памятников, исторических зданий и местного населения, живущего вблизи археологической зоны.

Ученые предполагают использовать георадар, подповерхностную томографию, и способную функционировать благодаря определению электрического сопротивления почвы томографию, которая базируется на анализе коэффициентов преломления сейсмических волн.

«По словам Арготе Эспино, эти технологии дополняют друг друга и позволят сформировать детализированные трехмерные изображения, исключая необходимость проведения земляных работ или повреждения исторических объектов.

Работы планируется начать в помещениях, которые называются «Церковная группа» и «Группа колонн». Эти две группы, относящиеся к постклассическому периоду (900-1521 годы нашей эры), представляют значительный интерес для специалистов. «Группа колонн» будет служить образцом для определения расположения гробниц, поскольку именно здесь в начале XX века мексиканский археолог Альфонсо Каса сделал первое подобное открытие.

«Раскопки церковной группы до сих пор не проводились, поскольку на её территории находится католический храм колониального периода. Испанцы нередко возводили свои храмы на местах, имевших сакральное и важное значение для местного населения. Однако Франсиско де Бургоа упоминал о входе в подземный мир, расположенном под алтарём церкви. Вероятно, это может быть небольшая полость, склеп или более обширная система – для уточнения этого требуется проверка, которую можно осуществить только с использованием методов, не приводящих к разрушениям (разумеется, никто не планирует сносить католический храм).