Стремление к украшению тела посредством росписи – распространенное явление в культурах разных народов и цивилизаций. Конкретные способы оформления и лежащие в их основе идеи менялись в зависимости от региона, культуры и времени. Какие сведения могут предоставить многочисленные и разнообразные татуировки, найденные на древних захоронениях?
Самые древние татуировки
На сегодняшний день наиболее древние известные татуировки были найдены на теле хорошо сохранившейся мумии, получившей название «ледяной человек Этци». В 1991 году вблизи границы Италии и Австрии была обнаружена замороженная мумия, возраст которой, по оценкам, составляет около 5200 лет.
На теле мумии Этци обнаружено более шестидесяти различных татуировок, среди которых точки, небольшие крестики и прямые линии. Первоначально расположение этих отметин кажется хаотичным. Так, на нижней части позвоночника находится несколько точек и крестов, над почками – несколько прямых линий, а на лодыжках – параллельные линии.
Предполагается, что татуировки Этци выполняли лечебную роль, поскольку места их нанесения совпадают с участками старых травм или ревматической болью. Вероятно, целитель эпохи меди и камня, оказывавший помощь Этци, делал надрезы на коже над болезненными зонами, вкладывал в эти раны лекарственные растения и затем прижигал их острием раскаленного металлического инструмента. Аналогичный способ лечения ревматизма и артрита на протяжении веков использовали берберы, проживающие в горных районах Северной Африки. Если татуировки Этци действительно имели терапевтическую цель, то они могут являться древнейшим подтверждением использования акупунктуры.
Египетские татуировки
Еще один пример использования татуировок в древности можно найти в древнеегипетской культуре. На телах и конечностях некоторых женских статуэток, созданных примерно в период от 4000 до 3500 лет до нашей эры, присутствуют татуировки. Татуировками были отмечены и женщины, изображенные на сценах из гробниц. Наиболее убедительные свидетельства использования татуировок в Древнем Египте – это несколько женских мумий, датированных примерно 2000 годом до нашей эры. До находки Этци это считались самыми древними известными татуировки на человеческих телах.
«Изображения можно обнаружить на животах, верхней части бедер и груди мумий, что побудило некоторых исследователей полагать, что татуировки являлись отличительным знаком, используемым для обозначения проституток. Альтернативная точка зрения, высказанная другими учеными, заключается в том, что они служили для защиты женщин от инфекций, передающихся половым путем. Также предполагается, что татуировки могли использоваться в качестве магической защиты в период беременности и родов. Этот вывод подкрепляется, в частности, тем, что на верхней части бедер мумий встречаются небольшие изображения бога Беса, которому приписывалась роль защитника рожениц.
Подтверждением этой гипотезы служат татуировки, найденные на телах жриц, посвященных богине Хатхор, покровительнице плодородия. Изображения располагались в верхней и нижней частях живота, в области лобка, а также под правой грудью. Помимо этого, на теле жриц были зафиксированы татуировки вблизи локтя, на левом плече и на бедрах. В основном, это были черточки, точки и концентрические круги, призванные оберегать репродуктивные органы.
Половой акт, беременность и роды образуют единый, неразрывный цикл. Роды, завершающая его часть, представляли для женщин древности опасное испытание, нередко приводящее к смерти. Поэтому татуировки служат дополнительным доказательством того, что древние люди владели глубокими знаниями об акупрессуре и нервной системе человека. Вероятно, эти изображения использовались для облегчения боли во время родов или для их стимуляции, чтобы сделать процесс более безопасным. Точечный массаж до сих пор применяется в родах, и современные медицинские исследования подтверждают его эффективность в уменьшении болевых ощущений.
Древнекитайская и японская татуировка
В отдельных регионах Древнего мира татуировки выполняли не функцию оберегов, а служили символами позора и наказания. Так, в Древнем Китае и Японии клеймение лиц было формой наказания за определенные правонарушения.
В учении Конфуция, которое было распространено в Древнем Китае, человеческое тело считалось даром, переданным от родителей. Принимая во внимание важность, которую Конфуций придавал почитанию предков и родителей, любое преднамеренное повреждение тела, в том числе нанесение татуировок, воспринималось как проявление грубости и неуважения к ним. Поскольку татуировки сохранялись на протяжении всей жизни, люди, имевшие татуировки, получали своего рода пожизненное наказание: узоры на коже навсегда отстраняли их от общества.
Татуировки Таримских мумий
В начале двадцатого века в разных районах Таримской пустыни, расположенной в Синьцзяне (Китай), были обнаружены сотни мумий. По оценкам, их возраст составляет примерно 2000–1800 лет до нашей эры. У некоторых из этих людей наблюдаются признаки европеоидной расы, а найденные с ними предметы указывают на то, что умершие занимались торговлей текстилем и, вероятно, изделиями из кожи.
У многих мумий обнаружены татуировки: на лице одной из женщин, к примеру, нанесены изображения полумесяцев и овалов. Такие лунные мотивы могут указывать на почитание богини Луны, известной во многих культурах. Наличие татуировок на лице говорит о том, что, независимо от их значения, рисунки имели для женщины большое значение, поскольку она выбрала для них место, которое было практически невозможно скрыть, и они служили своеобразным знаком для окружающих. Заметно, что на висках другой мумии присутствуют татуировки в виде Солнца: Солнце нередко символизирует мужского бога, поэтому можно предположить, что эти два человека выполняли определенные религиозные роли.
Пазырыкское великолепие
Пазырыкские племена населяли горные районы Алтая в Сибири, расположенные к югу от Новосибирска. Это были кочевники, занимавшиеся скотоводством и передвигавшиеся верхом, осуществлявшие торговлю с купцами из Китая, Индии и Персии. Значительная часть культурных артефактов, сохранившихся в превосходном состоянии, а также мумии людей были найдены в гробницах, где вода, проникая в древности, замерзала, создавая ледяную оболочку вокруг погребальных предметов. Эта мерзлота сохраняла их нетронутыми до момента проведения археологических раскопок. Представителей пазырыкской культуры отечественные ученые образно называют «всадниками, покоящимися во льдах».
Сохранившиеся мумии с татуировками принадлежат людям, жившим в эпоху железного века, представителям пазырыкского племени (600–300 годы до нашей эры). Ученые считают, что кочевники использовали изображения для определения личности и, вероятно, чтобы духи предков могли узнать соплеменника после смерти. Татуировки поражают своей сложностью и проработкой деталей.
Наиболее значимой находкой стали останки двух индивидуумов. Предположительно, один из них являлся вождем племени. По оценкам, на момент смерти ему было приблизительно 50 лет. На сохранившихся участках тела отчетливо просматриваются татуировки, которые, вероятно, были выполнены с использованием тонких игл для вышивания. Многие изображения на теле вождя демонстрировали животных, включая осла, горного барана, козу, рыбу, фантастическое существо и группу из четырех баранов, а также пару оленей с развитыми рогами, неидентифицированное хищное животное на правой руке, два существа, напоминающих грифонов. Три поврежденных изображения, по всей видимости, отображали пару оленей и гору. Многие образы были объединены в единую композицию. У вождя также присутствовали несколько небольших круглых татуировок в области позвоночника, которые могли быть выполнены с целью терапевтического воздействия, подобно тому, как это было у Этци.
Вторые останки принадлежат женщине, известной как Ледяная Дева, Алтайская дева или принцесса Укок. Ее погребение состоялось в деревянной гробнице, в которой вместе с ней были захоронены шесть лошадей. Возраст женщины был младше, чем у вождя, ее голова была выбрита, но она использовала парик и головной убор. Тело Ледяной Девы также украшено татуировками, среди которых встречаются изображения диких и домашних животных. Предполагается, что различные животные и символы служили для обозначения социального статуса человека. Это одни из наиболее замысловатых древних татуировок, обнаруженных на сегодняшний день. Их дизайн настолько впечатляющий, что многие современные люди переносят на свои тела татуировки, выполненные в стиле пазырыкской культуры.
Фракийцы, греки, римляне, бритты
Фракийское государство располагалось на территории современной Восточной Македонии, юго-восточной части Болгарии и в некоторых районах Турции, соседствуя с греко-римским миром. На греческих краснофигурных вазах можно увидеть изображения фракийских женщин, украшенных татуировками.
По мнению Люка Рено, искусствоведа, в Фракии татуировки применялись для декорирования молодых незамужних женщин, поскольку за них выплачивался выкуп. Это отличает фракийскую традицию от классических греческих и римских практик, где семья жениха получала от семьи невесты приданое.
Визуальное представление о геометрических и фигуративных татуировках фракийских женщин можно получить, рассматривая изображения на классических вазах (около 500 года до нашей эры). На них запечатлены зигзаги, точки, линии, меандры, шахматные узоры, спирали, узоры спиральных лестниц, изображения животных, полумесяцы, лучезарные солнца и декорированные розетки. Татуировки размещали на руках, ногах, щиколотках, груди, шее и подбородке. Иногда узорами полностью покрывали руки или ноги.
Персы, греки и впоследствии римляне применяли татуировки для обозначения собственности, то есть нательные рисунки выполняли функцию клейма. Древнегреческий историк Геродот сообщает, что фиванцы, капитулировавшие перед персами при Фермопилах, были отмечены татуировками. Это исключало возможность скрыться от преследования для беглого раба, поскольку его могли быстро идентифицировать по меткам на коже. Подобный метод маркировки был запрещен в начале IV века нашей эры под воздействием христианской церкви: в то время татуировки рассматривались как искажение человеческого тела, созданного по образу и подобию Божьему.
У греков и римлян татуировки, которые они называли «стигматы», вероятно, использовались для идентификации членов религиозных групп. Интересно, что во времена правления династии македонских греческих царей в Египте, фараону Птолемею IV (221–205 годы до нашей эры) была нанесена татуировка в виде листьев плюща, что являлось символом его верности Дионису – греческому божеству виноделия и покровителю династии Птолемеев. Римские воины подхватили моду на татуировки, и она распространилась по всей Римской империи.
Согласно легендам, передаваемым древними бриттами, вождей часто украшали татуировками с изображением диких животных. Римские историки называли одно из северных племен, населявших Британские острова, «пиктами», что дословно переводится как «народ, покрытый рисунками».
За океаном
У индейцев культуры моче, процветавшей на побережье Перу с I по VIII век нашей эры, татуировки также играли значительную роль.
В 2006 году ученые сделали открытие – была найдена мумия с татуировками, получившая имя Леди Као. Это была молодая женщина, приблизительно 25 лет, предположительно умершая из-за осложнений во время родов. Тела умерших не подвергались намеренной мумификации, однако естественные условия способствовали высыханию, что позволило сохранить Леди Као и ее сложные татуировки.
По всей видимости, право носить татуировки имели лишь наиболее влиятельные члены племенной структуры. Изображения, скорее всего, служили для укрепления связи между людьми и богами посредством симпатической магии – системы верований, основанной на представлении о том, что предметы, схожие по внешнему виду или находившиеся в непосредственном контакте, якобы устанавливают между собой некую сверхъестественную связь. Татуировки Леди Као – змеи, крабы и пауки – все эти животные ассоциируются с пантеоном божественных существ культуры Моче. Их наличие еще сильнее соединяло девушку с миром сверхъестественного и, вероятно, повышало её авторитет среди соплеменников, поскольку божественное, как полагали, находилось в буквальном смысле на коже молодой женщины.
Татуировки, помимо культуры моче, обнаруживаются на мумифицированных останках представителей некоторых древних доколумбовых культур Перу и Чили. Эти изображения часто повторяют богато декорированные стилизованные животные и разнообразные символы, характерные для их текстиля и керамики. У одной примечательной женской статуэтки культуры Наска имеется масштабная татуировка, охватывающая верхнюю часть тела, область живота и простирающаяся до гениталий: вероятно, она имеет отношение к деторождению. На сохранившихся мумифицированных останках татуировки размещены на туловище, верхних конечностях и больших пальцах рук, а также иногда встречаются на лице.
Широкое распространение татуировок на лице и теле зафиксировано у представителей коренных американских народов: изображения были обнаружены на мумифицированных останках группы из шести гренландских женщин племени инуитов. Инфракрасное исследование мумий показало, что у пяти женщин присутствовали татуировки в виде линии, расположенной над бровями, вдоль скул и, в ряде случаев, с серией линий на подбородке. Ещё одна татуированная женская мумия, относящаяся к 1000 году нашей эры и найденная на острове Святого Лаврентия в Беринговом море, имела татуировки, состоящие из точек и линий, но они ограничивались только руками и ладонями.
Инуиты, подобно многим их соплеменникам, верили, что тела содержат множество духов, обитающих в различных областях. Поэтому их часто покрывали татуировками для защиты духов и для укрепления защиты частей тела от негативного воздействия злых сил и колдовства.
***
Не вызывает удивления, что исследователи обращают внимание на татуировки, даже если они представлялись лишь декоративным элементом. Когда человек в древности, обладавший свободой, принимал решение о нанесении татуировки, он делал осознанный выбор в пользу постоянного изменения и трансформации, поскольку планировал сохранить ее и после смерти. Иными словами, это было весьма ответственный шаг, требующий обдуманности.