Копать или не копать?

На данный момент не определено, какие органы в России будут принимать решение о необходимости проведения археологических исследований перед строительством.

В последнее время стало известно о законопроекте, подготовленном российским правительством, который предполагает изменения в федеральном законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и ряде других связанных с ним нормативных актов. Согласно предложенной инициативе, определение границ территорий, где необходимо проводить археологические исследования перед началом строительства, будет осуществляться региональными органами власти. В случае принятия проекта, федеральный уровень сохранит за собой функции по формированию критериев, по которым будут действовать регионы, а также осуществление надзора за их выполнением.

Как сообщает «11 декабря «Газета.Ru» освещала обсуждение инициативы, в котором приняли участие археологи, и большинство из них высказались против предлагаемых изменений. Один из участников встречи отметил: «Мы осознаем, что если, к примеру, чеченцы и ингуши введут различные системы, это может повлечь за собой значительные последствия, принимая во внимание, какое влияние оказывает история на мировоззрение многих народов».

На территориях, где предположительно могут располагаться археологические памятники – то есть на землях, не эксплуатируемых более столетия – перед началом строительства требуется проведение государственной историко-культурной экспертизы. Эксперты, основываясь на результатах исследования, определяют целесообразность проведения дальнейших земляных работ. Не секрет, что подобная экспертиза усложняет, увеличивает сроки реализации и повышает стоимость любого строительного проекта.

Теперь именно регионам предоставляется возможность определять, требуется ли подобная оценка перед каждым строительным проектом. С одной стороны, данная инициатива представляется целесообразной: ведь именно местные органы власти, отвечающие за сохранение культурного наследия, должны знать, есть ли на территории, находящейся в их ведении, археологические памятники. С другой стороны, это открывает широкие возможности для коррупции: многие застройщики могут стремиться сократить свои расходы, избегая проведения экспертизы.

Если власти решат уменьшить площадь земель, подлежащих обязательной экспертизе, это облегчит деятельность нелегальных старателей. Дело в том, что одно дело – когда человек ведет поиски артефактов на территории, имеющей потенциальное археологическое значение, и его можно привлечь к ответственности, и совсем другое – когда он проводит раскопки в обычной степи, где чиновники, не обладающие достаточной компетентностью, исключили возможность обнаружения археологических находок. Поэтому опасения и вопросы, высказываемые археологами, вполне оправданы.

«Положение стало критическим, и необходимо думать о поддержании работоспособности системы охраны памятников, — отметила Ася Энговатова, заместитель директора Института археологии. — В стране, имеющей столь большую и в ряде регионов недостаточно изученную археологами территорию, обязательно должна существовать единая государственная система археологического обследования земельных участков перед началом масштабного строительства»