9 апреля 1940 года Германия неожиданно напала на Данию и Норвегию, тем самым реализовав замыслы британского командования, стремившегося подтолкнуть Берлин к подобной агрессии. Однако дальнейшие события развивались не так, как ожидалось: Германия одержала победу, а союзники потерпели поражение. Тем не менее, в этой кампании выгоду получили не только немцы. Она, вопреки ожиданиям, сорвала и англо-французские планы нападения на Советский Союз в 1940 году, что существенно повлияло на ход и исход всей мировой войны. Попытаемся проанализировать детали произошедшего.
9 апреля 1940 года, ровно 81 год назад, немецкие силы высадили десант в Норвегии. В тот же день вермахт оккупировал Данию. В то время как в Дании столкновений не произошло, боевые действия в Норвегии продолжались до июня 1940 года, когда Франция была разгромлена. Эта операция получила название «Везерюбунг».
Парадокс немецкого нападения заключался в том, что 10 апреля в 1940 году британские войска включали 11 батальонов тоже должны были высадиться в Норвегии. Они опоздали всего на одни сутки: немцы, не зная о замыслах противника, случайно опередили его на 24 часа. Зачем Британии и Германии, двум крупным державам той эпохи, потребовалось захватывать откровенно провинциальную скандинавскую страну, в ту пору не имевшую собственного обеспечения базовыми ресурсами?
Как будет продемонстрировано далее, это не имеет значения. Однако, английские и немецкие военные лидеры не смогли этого осознать своевременно, поскольку их генералы и адмиралы готовились к Второй мировой войне, представляя её как продолжение Первой.
И это далеко не самое необычное в произошедшем. Гораздо интереснее то, что англичане и французы не только планировали захватить Норвегию, но и намеревались использовать ее земли в качестве одной из точек опоры для будущей войны с СССР. Начать ее Лондон и Париж планировали летом 1940 года. Если бы Гитлер промедлил с нападением на Норвегию и Францию (просто сидел бы и ничего не делал весь 1940 год), он, с высокой вероятностью, выиграл бы Вторую мировую войну. Просто потому, что англо-французская коалиция, жившая в вымышленном мире советской слабости, напала бы на самую сильную сухопутную державу той эпохи — чем сделала неизбежным ее военный союз с Германией.
К счастью, Гитлер проявил достаточно нетерпения, чтобы устранить Сталина из числа союзников во Второй мировой войне. Но обо всем по порядку.
Как возникло решение Берлина о необходимости вторжения в Норвегию
Немецкое военно-морское командование накануне Второй мировой войны придерживалось устаревших представлений о ведении боевых действий, полагая, что война будет разворачиваться, как и в Первую мировую, с участием линкоров и крейсеров. В период с 1914 по 1918 год немецкий флот не показал значительных успехов. Истинные факторы, обусловившие это, заключались в ошибках немецких адмиралов тех лет. Но большинство немецких моряков предпочли этого не замечать и искали своим поражениям оправдания в так называемых «объективных факторах». Одним из них стало «невыгодное расположение баз немецкого флота». Гросс-адмирал Редер, глава флота Третьего Рейха, вполне серьезно утверждал: если у него будут базы в Норвегии, британцы не смогут блокировать набеги его крейсерских кораблей на Атлантику.
Безусловно, это утверждение не имело достаточных оснований. К моменту начала Второй мировой войны авианосцы уже были широко распространены на морях – они сделали дерзкие рейды в Атлантику, подобные тем, которые немецкий линкор «Бисмарк» осуществил в 1941 году, практически невозможными. Даже один старый британский биплан мог нанести ущерб – и замедлить – крупный немецкий корабль, что давало англичанам время для перехвата его собственными силами.
Редеру не удалось осознать, что война на море вступила в новую фазу, ознаменованную превосходством пикировщиков и торпедоносцев, подобно тому, как это произошло с адмиралами американского флота перед Перл-Харбором. Именно это и побудило его к решимости захватить Норвегию.
Подобными доводами Гитлера было невозможно убедить. Однако Редер, благодаря своим качествам, продвинулся до звания адмирала: он умел находить подход к вышестоящим. Поэтому 10 октября 1939 года он довел до сведения главы Рейха свое стремление к захвату Норвегии, представив это с более обоснованным объяснением. Он утверждал, что если бы эту задачу выполнили англичане, то те смогли бы легко оказать давление на Швецию (или даже оккупировать ее), чтобы пресечь поставки железной руды в Германию. Кроме того, англичане получили бы доступ к Балтийскому морю, где могли бы, в теории, осуществить высадку морского десанта. Гитлер признал эти опасения обоснованными, и с этого момента согласие руководства Рейха на вторжение в Норвегию было вполне достигнуто.
В конечном счете, операция по захвату Норвегии оказалась невыгодной для Германии с точки зрения ресурсного обеспечения. Причина заключалась в отсутствии значимых нефтяных месторождений в Норвегии, что вынудило Германию обеспечивать страну энергоресурсами на протяжении всей оккупации. Кроме того, для поддержания порядка потребовалось размещение крупного военного гарнизона, что также создавало дополнительную нагрузку. До оккупации Норвегии Германия вывозила из нее больше, чем импортировала. После же оккупации получилось ровно наоборот.
Не стоит сомневаться в том, что военные действия в Атлантике не принесли значительной выгоды Германии в Норвегии, поскольку французские базы оказались куда более ценным ресурсом.
Какова была цель для англичан в Норвегии?
С немцами все ясно: это классический пример, когда вера руководителя страны в мнение экспертов приводит к ошибочным действиям. А зачем была необходима высадка в Норвегии ( план R4) планировали британцы?
Их мотивировали две цели: стремление к торговой блокаде Германии, аналогичной той, что была во время Первой мировой войны, и желание извлечь выгоду из положения норвежского флота. Парадоксально, но в тот период он занимал четвертое место в мире по величине (после флотов Великобритании, США и Японии). Причем, значительная часть норвежского флота состояла из теплоходов, которые были быстрее, чем преобладавшие в английском торговом флоте пароходы. Благодаря высокой скорости, теплоходы того времени могли осуществлять рейсы без сопровождения: немецким подводным лодкам было сложно их догнать.
Немецкие подводные лодки с самого начала войны оказывали на Великобританию серьезное давление, уничтожая ее торговые суда. В таких обстоятельствах приобретение четвертого флота мира, да еще и более современного, чем собственный, представляется вполне разумным шагом.
Первопричина планируемого Лондоном нападения на Норвегию была изначально несостоятельной. Это объяснялось тем, что руда доставлялась из Швеции, и в летний период транспортировалась через шведские порты. Поставки руды через норвежские порты никогда не были существенно больше один миллион тонн в год — а общий нужный Германии объем импорта руды составлял девять миллионов тонн.
К тому же, сама идея морской блокады Германии во время Второй мировой войны потеряла актуальность. В период между мировыми войнами немцы разработали и внедрили новые методы ведения боевых действий, в частности, с применением крупных танковых группировок. Это позволило им кардинально изменить характер боевых действий на сухопутных территориях. Если в Первую мировую войну Франция сдерживала продвижение немцев на протяжении четырех лет, то во Вторую не смогла этого добиться и за год. После оккупации Франции, которая обладала значительными запасами железной руды и угля, поставки из Швеции или Норвегии утратили свою важность.
Англичане не смогли этого осознать: их оценка военных возможностей Германии не учела, что теперь немцы превосходят их на суше вдвое. Объяснение этой ошибки заключалось в том, что британские генералы не обладали достаточной гибкостью мышления, чтобы понять значение танковых войск в современной войне. В результате, их военные планы основывались на ошибочном предположении о том, что война будет похожа на Первую мировую – удержание позиций во Франции и оказание давления на немцев посредством морской блокады. Эта идея была не только нежизнеспособной, но и отражала устаревшие представления, характерные для большинства ключевых концепций британской армии.
Конфликт: как два слона избежали столкновения в хрупком помещении
Начало военных действий в рамках операции «Везерюбунг» относят к 7-8 апреля, то есть за сутки или двое до ее официального старта. Для того чтобы немецкие транспортные суда и сопровождающие их корабли достигли Норвегии, им предстояло преодолеть не менее 600 километров, а в некоторых случаях — и гораздо большее расстояние. В связи с этим, им необходимо было выдвинуться значительно раньше.
На первый взгляд, сама идея транспортировки десантируемых войск через Северное море – где доминировали англичане – представлялась авантюрой и самоубийством. Подобное мнение разделяли многие английские адмиралы. Однако немецкие адмиралы рассматривали ситуацию иначе. Благодаря внезапности, первый эшелон немецких кораблей должен был достичь Норвегии до того, как его перехватят англичане. И когда британский флот появился бы в этом районе, десант был бы в безопасности. Совместные действия немецких подводных лодок, заранее размещенных в этом районе, и удары пикирующих бомбардировщиков должны были пресечь попытки англичан потопить крупные немецкие боевые корабли.
Изначально это был вполне логичный замысел, однако существовало одно важное условие: английский флот уже патрулировал районы, через которые 7-8 апреля немецкий военно-морской флот должен был пройти с десантными кораблями.
По всей видимости, одного столкновения с немецкими судами было бы достаточно, чтобы британские крейсера обратили свое внимание на транспорты Третьего Рейха и уничтожили его войска еще в море. В таком случае операция «Везерюбунг» потерпела бы неудачу на начальном этапе: немецкие корабли, обеспечивающие первый и основной эшелон высадки, не могли бы противостоять британским в этом районе. В их составе не было ни линкоров, ни линейных крейсеров.
8 апреля произошел трагический случай: британский эсминец «Глоуворм» столкнулся с немецким тяжелым крейсером «Адмирал Хиппер» вблизи Тронхеймс-фьорда. Несмотря на высокий уровень подготовки немецких артиллеристов, уничтоживших радиорубку непосредственно перед попаданием, англичане успели доложить адмиралу Форбсу о составе сил противника. Однако это не принесло пользы: он сделал вывод, что немецкие силы не планируют высадку в Норвегии, а стремятся прорваться в Атлантику для уничтожения британских транспортных колонн. Мысль о масштабной десантной операции нацистов в Норвегии не возникла у него. В результате, британские корабли, находившиеся вблизи территории Норвегии, не начали поиски немецких транспортных судов и не смогли повлиять на ход высадки. «Глоуворм» был уничтожен в неравном сражении, успев даже таранить крейсер противника, хотя и нанес ему лишь незначительные повреждения).
Позднее британский разведчик Патрик Бизли отмечал, что причиной ошибки стало упорство английского флота в собственных представлениях: Адмиралтейство постоянно ожидало прорыва немецких крейсеров в Атлантике и оценивало ситуацию исключительно в этой перспективе. Кроме того, англичане руководствовались собственными представлениями о противнике, полагая, что, зная о подготовке удара во Франции, немцы не рискнут провести второстепенную операцию в Норвегии. Недооценка готовности немцев идти на риск и их способности к продуманным, смелым десантным операциям в контролируемых противником морских районах стали критическими недочетами.
По всей видимости, британцы вновь продемонстрировали неготовность рассматривать противника как равнозначного (особенно учитывая, что, откровенно говоря, немцы в ходе этой операции, вероятно, превосходили их по боевым качествам, а не были равны). Невозможно найти другое объяснение тому, что, обладая господством на море и располагая точными данными о немецких кораблях ещё 8 апреля, они упустили из виду ключевые моменты.
По мнению теоретиков, нежелание Великобритании признавать равные права с противником предоставляло Германии шанс на быстрое завершение конфликта в Норвегии. Дело в том, что на момент вторжения в Норвегии насчитывалось всего 15,5 тысяч военнослужащих сухопутных войск, и если бы немцам удалось одержать победу в кратчайшие сроки, то не удалось бы сформировать полноценную армию из 100 тысяч резервистов. Быстрая капитуляция Осло, обусловленная стремительным взятием города, означала бы стремительную и малокровную победу.
Оказалось, что планирование операции немецким командованием на высшем уровне было, мягко говоря, крайне неудачным. Командующий операцией фон Фалькенхорст так рассказал о своем первом знакомстве с театром военных действий в Норвегии:
«Я вышел на улицу и приобрел путеводитель Бедекера, чтобы получить общее представление о Норвегии. У меня не было никакого представления об этой стране. Затем я пошел в свой гостиничный номер и начал изучать страну по этому путеводителю. В пять часов вечера я снова направился к фюреру».
Подготовка достигла поистине впечатляющих масштабов и не ограничилась этим. Немецкое командование не располагало информацией о планах англичан по захвату Норвегии, которые должны были быть реализованы всего через день после начала немецкой операции. В результате, они не предвидели угрозы, исходящей от британского флота, уже присутствовавшего в этом регионе.
Основной целью немецкого вторжения предусматривалось стремительное завоевание Осло, включая пленение королевской семьи и парламента, что должно было привести к подавлению сопротивления и капитуляции норвежских вооруженных сил.
К сожалению, эта важнейшая операция была проведена крайне неудачно. Немецкий тяжелый крейсер «Блюхер» был введен в бой без предоставления значимой информации о системе береговой обороны противника. В результате, его командир не располагал сведениями о торпедном батарейном комплексе, расположенном на берегу фьорда, ведущего к Осло. Атака началась в 4:15 утра и была осуществлена скрытно. Сначала корабль подвергся обстрелу со стороны береговых батарей, получив несколько десятков снарядов, но сумел быстро покинуть зону их поражения. Однако, после попадания двух торпед в левый борт, судно затонуло.
Не располагая информацией о береговой торпедной батарее, немецкие войска приняли взрывы торпед за взрывы на минах, предположив, что Осло, не ожидавший нападения, мог установить мины в своих морских водах в мирное время. В результате, вместо подавления сопротивления береговых батарей и высадки, немецкие силы задерживались, что позволило королю и парламенту произвести эвакуацию.
Это событие помешало скорейшему завершению военных действий. Началась череда неспешных, малозначительных столкновений за разные населенные пункты. Безусловно, норвежские пехотинцы не могли соперничать с немецкими войсками, поскольку они не имели достаточной подготовки и уступали им в тактическом мастерстве.
Да, местные воины (еще до мобилизации) демонстрировали более высокую точность стрельбы, чем у обычного немецкого пехотинца, однако их командование не обладало достаточными знаниями тактики ведения боя. В результате, в ходе ряда небольших столкновений норвежцев оттесняли и захватывали у них населенный пункт за населенным пунктом. Фактически, они могли лишь героически сопротивляться, не имея возможности рассчитывать на значительную победу.
Английские наблюдатели демонстрировали полное отсутствие понимания того, как изменилась сущность военных действий
9 апреля днем британский военный комитет пришел к поразительному заключению относительно немецкой высадки в Норвегии: поскольку нейтралитет Норвегии был нарушен, ситуация для Великобритании стала более благоприятной. Ожидалось, что контроль над морем позволит прервать поставки для немецких войск, и британские подразделения в течение двух недель одержат победу над противником, лишенным боеприпасов и подкреплений.
Это было крайне неверно.
Еще в середине того же дня немецкая авиация начала наносить удары по силам адмирала Форбса в открытом море. В результате налетов англичане потеряли один эсминец, а ряд кораблей получил повреждения. При этом, даже несмотря на то, что Ju.87, являвшиеся основными пикировщиками немецкой стороны, не смогли поразить цели, повреждения были нанесены бомбардировщиками Ju.88 и He.111, не предназначенными для пикирования. Таким образом, к 1940 году стало очевидно, что авиация представляет собой реальную опасность для крупных надводных кораблей.
Немецкие силы также понесли потери. Английский флот уничтожил десять эсминцев у расположенного в северной части Нарвика, находившегося более чем в тысяче километров от немецких аэродромов – это составляло половину от общего количества эсминцев, которыми располагал Третий Рейх на тот момент. Однако это не повлияло на боеготовность высадившегося десанта, который уже находился на берегу.
Несмотря на то, что решение немецких планировщиков о высадке десанта было ошибочным, необходимо признать его. Захват Нарвика был бессмысленным, поскольку поблизости отсутствовал аэродром, на который можно было бы перебросить немецкие бомбардировщики.
Без этой поддержки прикрытие эсминцев оказалось невозможным. Нарвик находился на расстоянии сотен километров от Осло, где располагался аэродром, и куда немецкие бомбардировщики могли быть переброшены. Рациональный планировщик не стал бы разрабатывать план высадки в Нарвике: его можно было бы взять, продвигаясь по земле, избегая риска нападения со стороны британского флота.
Британцы предприняли попытки высадки нескольких десантных групп в Норвегии, стремясь обойти южные районы страны, где располагались аэродромы, используемые немцами для пикирования. Однако и сухопутные десантные операции оказались неудачными. В первую очередь, английская разведка не располагала достаточными сведениями о Норвегии.
Дональд МакЛахлан, служивший в британской военно-морской разведке, впоследствии отмечал: «Недостаток даже базовой информации был поистине разрушительным. Офицеры, входившие в состав английских экспедиционных сил, обладали знаниями, не превышающими содержащихся в туристическом справочнике Бедекера 1912 года издания [том же справочник, что и у немцев — N.S.]. Любые данные вызывали у них изумление: глубина снега, размеры фьордов, отсутствие дорог, расположение и размеры причалов. Эта серьезная ошибка в подготовке вызвала настоящий скандал».
Действия англичан на суше оказались неэффективными, поскольку они руководствовались требованиями норвежского командования, настаивавшего на защите южной части Норвегии. В результате им не удалось подавить немецкие десанты ни в центральной, ни в северной части страны, и они не смогли вернуть контроль над ее южными районами.
Важной составляющей кампании за Норвегию стали действия английского флота, направленные на уничтожение немецких судов, перевозивших войска и грузы. В ходе этой операции немцы направили в норвежские порты 472 транспорта тоннажем в два миллиона тонн — перевезя 108 тысяч человек и массу военного имущества. Если вспомнить, что первый эшелон высадки у немцев составил менее 11 тысяч человек, очевидно, что без поставки подкреплений и снабжения захватить Норвегию они бы не смогли.
Как удалось добиться этого, учитывая превосходство британского флота на море? Дело в том, что такого превосходства на самом деле не существовало. С появлением значительного числа пикирующих бомбардировщиков, даже если они были ограничены в своих возможностях, как, например, немецкие Ju.88, возникла возможность поражать корабли бомбовыми ударами. Именно это ознаменовало собой завершение эпохи доминирования на море крупных кораблей, не оснащенных авианосцами.
Теоретически адмиралу Форбсу и другим было бы достаточно заблокировать поставки из Германии с помощью линкоров, крейсеров и эсминцев. Однако на практике непрерывные потери от немецких авиаударов вынуждали британский флот держаться на безопасном расстоянии от основных немецких транспортных путей.
Неудача британских и немецких субмарин
Британские подводные лодки сыграли ключевую роль в противодействии этим силам, однако в итоге немецкие противолодочные группы уничтожили пять из них, включая одну польскую.
Честно говоря, британские подводные лодки не показали выдающихся результатов. Действительно, ими были потоплены 21 корабль, на борту которых находились тысячи солдат (оставшихся в живых спасали соседние немецкие суда, которые сопровождались конвоями). Однако это лишь незначительная доля от общего числа немецких подкреплений, и потеря пяти лодок ради такого результата представляется чрезмерной. Причиной невысокой эффективности англичан стало отсутствие навыков применения подводных лодок в группах, что затрудняло борьбу с конвоями. Следует отметить, что в немецкой открытой литературе 1930-х годов подробно описывались подобные групповые тактики – однако прогрессивных моряков вновь подвела неготовность воспринимать противника как равного. Они даже не попытались скопировать немецкую тактику «волчьих стай», что негативно сказывалось на результативности их подводных лодок.
Несмотря на это, немецкие коллеги проявили себя еще хуже во время норвежской операции. Причиной стало то, что торпеды для немецких подводных лодок в мирное время не были должным образом доработаны. В результате, в ходе норвежской кампании они были применены более сотни раз, однако при столкновении с целью взрывалась лишь одна. Адмирал Дениц был в отчаянии, но добиться прогресса не удалось: причина происходящего оставалась неясной. В качестве объяснений стали предлагаться самые невероятные гипотезы, включая влияние неоднородности магнитного поля Земли и подобные факторы.
Истина стала известна лишь в 1942 году. Выяснилось, что на учебных полигонах подводные лодки стреляли торпедами после непродолжительного погружения. Однако у берегов Норвегии лодки действовали, находясь под водой длительное время. Эта информация оставалась неизвестной, поскольку при продолжительном пребывании на глубине немецкие торпеды увеличивали давление в уравнительной камере. Как следствие, после пуска торпеды происходила неверная индикация глубины, и они погружались глубже, чем требовалось. Вместо попадания в цель они проходили под кораблями противника, оказываясь неспособными нанести ущерб.
По замечанию будущего адмирала Деница, отчеты командиров немецких подводных лодок имели типичный характер,
«были воистину вопиющими:
три эсминца были подвергнуты торпедной атаке 10 апреля вечером. Взрывов во время нападения не зафиксировано. ‘U-25’.
12.30. Был произведен залп из трех торпед в крейсер типа «Кумберленд». Безрезультатно. Одна из торпед не сдетонировала.
в 21:15 была произведена торпедная атака с использованием трех боеголовками по крейсеру «Йорк». Все они взорвались до истечения времени. «U-48’.
15 апреля
14.40. В районе Вест-фьорда торпеды не сработали во время атаки на линкор ‘Уорспайт’ и два эсминца. Подводная лодка ‘U-48’.
Выпустили две торпеды по транспорту. Не взорвались. ‘U-65»».
Линкор «Уорспайт» четырежды подвергал немецким подводным лодкам атаку в ходе этой операции, однако какой была польза от этого, если их торпеды оказались неисправны? Разумеется, многие командиры подводных лодок прекратили стрелять, видя цели — взрыв не у цели демаскировал их и заставлял англичан атаковать. Лучший немецкий подводник, вернувшись в порт, честно сказал адмиралу Деницу, что «вряд ли сможет и дальше воевать с игрушечным ружьем». Кстати, во время этих бессмысленных атак немцы потеряли четыре субмарины.
Не приходится сомневаться в том, что торпедная война значительно уменьшила возможности немцев в контроле над британским флотом. До 10 июня, когда закончились боевые действия в Норвегии, главная ответственность за эту задачу возлагалась на немецкую авиацию.
Мы не будем подробно рассказывать о масштабных сражениях за дом лесника из Трондхейма, а вместо этого посоветуем поклонникам таких историй ознакомиться с вот этой книгу. У нашего формата ограниченные возможности, поэтому сразу перейдём к итогам вышеописанной чёрной комедии ошибок.
По оценке современников, исход сражения оказался таковым
В Норвегии на стороне союзников было задействовано около 110 тысяч военнослужащих, а на стороне Германии – 122 тысячи. Потери союзников составили 6,6 тысячи человек, немецкие войска потеряли 5,3 тысячи. Кригсмарине понесли потери, включающие один тяжелый крейсер, два легких крейсера и 10 эсминцев. Союзные силы потеряли в результате, главным образом, авиационных ударов немецкой авиации, один авианосец, два крейсера и девять эсминцев.
С точки зрения стратегии, как отмечалось ранее, операция по захвату Норвегии не принесла немецким войскам ощутимой выгоды. После оккупации Франции ресурсов железной руды им было достаточно, и транспортировка в Норвегию оказалась более обременительной, чем вывоз из нее. Кроме того, необходимость размещать в этом регионе около трети миллиона военнослужащих на протяжении всей войны отвлекала ресурсы от использования их на более приоритетных направлениях, например, на Восточном фронте.
Двухмесячные боевые действия с относительно небольшими потерями выявили ключевой момент: период доминирования надводных авианосных соединений на море завершился. Воздушная мощь являлась определяющим фактором контроля над морем, благодаря чему немецкие войска смогли обеспечивать десантные операции на расстоянии от 600 до 1600 километров от своих портов, не испытывая значительных затруднений.
По всей видимости, этот опыт мог бы быть полезен Гитлеру после поражения Франции. Известно, что бомбардировки Ju.87 вынудили англичан отойти с боевыми кораблями в Шотландию. Они не имели возможности перекрыть высадку немецких войск у Лондона, и попытка перерезать линии снабжения десанта в Англии обернулась бы для них значительными потерями.
Несмотря на это, Гитлер на деле проигнорировал этот ценный опыт. Позднее, в разговорах с людьми, которые были рядом с ним, он признавался, что сама идея десантирования в Британии вызывала у него неприязнь. Он мог бы уничтожить Британскую империю, но кто бы тогда извлек из этого наибольшую выгоду? По его мнению, это были бы Соединенные Штаты, обладавшие более мощным флотом, а не Германия. Гитлер не желал укреплять иные государства, поэтому извлеченные уроки, полученные во время норвежской операции, оказались невостребованными.
Вторая часть: что представляла собой операция «Везерюбунг» на самом деле»
В зимний период 1939–1940 годов Советский Союз предпринял неудачную военную кампанию против Финляндии. Задуманное наступление преследовало цель установить в Финляндии социалистический режим под руководством правительства Куусинена, сформированного в начале конфликта на территории СССР. Согласно приказам, советским войскам было поручено достичь Ботнического залива, что подразумевало прорыв через всю территорию Финляндии. Однако, из-за плохого планирования и игнорирования местных условий, продвинуться удалось лишь до Выборга.
Заметив это, англичане и французы, подобно Советскому Союзу накануне войны, не осознававшие специфики финского театра, пришли к выводу о том, что армия Москвы практически не способна к боевым действиям. При этом они были осведомлены о том, что через территорию СССР транспортируются значительные объемы грузов для Германии. В соответствии с той же стратегией, направленной на блокаду Берлина, командование англо-французских войск разработало план нападения на Советский Союз.
Изначально предполагалось, что эти события развернутся летом 1940 года. В числе первоочередных мер планировалось взять под контроль ряд советских портов и посредством бомбардировок уничтожить Баку, являвшийся основным поставщиком нефти для Москвы. Эти планы были крайне нереалистичными, поскольку союзники выделяли на них крайне ограниченные ресурсы. Тем не менее, Лондон и Париж, как это может показаться странным сегодня, недооценивали военный потенциал СССР, что заставляло их считать свои действия вполне обоснованными.
В рамках этой же стратегии англичане намеревались высадить десант в Норвегии 10 апреля 1940 года. Если бы Гитлер не прислушался к убеждениям Редера, это и произошло бы. Кроме того, если бы Гитлер в мае 1940 года не начал наступление на Францию, а решил бы отложить его, например, до августа, то, весьма вероятно, англичане и французы вступили бы в войну против СССР, вынудив его стать союзником Германии.
В подобной ситуации история Второй мировой войны приняла бы крайне трагичный вид. Очевидно, что, разгромив Францию, Гитлер, объединившись с Москвой, лишил бы Великобританию ее колоний в Европе и либо заставил бы ее капитулировать, либо исключил бы возможность ее активных действий на материке. Нельзя с уверенностью сказать, что в этих условиях Соединенные Штаты вступили бы в войну с Германией. В результате нацистский режим был бы зафиксирован на долгие десятилетия, а учитывая его успешную экономическую политику в мирное время и высокий уровень развития технологий, мог бы существовать и в наши дни — при этом совершая ужасные злодеяния против множества народов.
Вероятно, то, что этого не произошло, является ключевым стратегическим результатом норвежской кампании 1940 года. И, в целом, всей военной кампании на Западе в том же году. Это весьма позитивный итог: благодаря ему история человечества стала значительно лучше.