Израильские школьники нашли византийское волшебное зеркало

В развалинах временной резиденции Синедриона обнаружили артефакт, предназначенный для отпугивания духов и защиты от темных сил.

византийское зеркало

Обычно школьники на раскопках выполняют работы, для которых не нужна хоть какая-то квалификация. Но иногда даже они находят что-то удивительное / ©Emil Aladjem / Israel Antiquities Authority

Группа израильских школьников, участвующих в государственной программе «Курс выживания для молодых лидеров», работала на раскопках Уши — древнего города на севере Израиля. Руководили изысканиями археологи из Управления древностей Израиля.

Уша интересна историкам и археологам тем, что в II веке нашей эры там находилась временная резиденция Синедриона — верховного органа власти иудеев. Он принимал основные решения по политическим, религиозным и судебным вопросам, хотя после падения Иерусалима и разрушения Второго Храма (в 70-м году нашей эры, во время Первой иудейской войны), Синедрион перешел на полулегальное положение.

Раскопки древнего города / ©Emil Aladjem / Israel Antiquities Authority
Раскопки древнего города / ©Emil Aladjem / Israel Antiquities Authority

В Уше, которая сейчас имеет статус национального парка Израиля, уже подняли из земли довольно много артефактов, типологически датированных II-III веками нашей эры. Раскопаны здания, которые, по предположениям историков, занимали члены Синедриона, а также дом, где, возможно, они собирались для принятия решений.

Но новая находка, сделанная школьниками, относится к совсем другому периоду. Изначально ее приняли за простой обломок керамики, но керамики поздней — византийской. Позже специалисты из Управления древностей Израиля выяснили, что это фрагмент оправы небольшого зеркала.

Такие зеркала, согласно результатам археологических раскопок, были весьма распространены в регионе начиная с позднего римского времени и заканчивая приходом ислама. Предназначены они были не для рассматривания своего отражения, а для отпугивания злых демонов.

Предварительная датировка фрагмента — IV-VI века нашей эры, позднеримский или ранневизантийский периоды. Зеркальное полотно не сохранилось, но известно, что в тот период его уже изготавливали из стекла.

Теоретически этот конкретный предмет мог служить для катоптромантии — римского искусства гадания с помощью зеркал. Но израильские ученые считают, что в Галилее такой вид деятельности был не слишком распространен — в отличие от использования зеркал в защитных целях. Небольшие зеркала клали в кроватки младенцев либо вешали на стену напротив входа в помещение. Известны захоронения с подобными артефактами.

Почти полная оправа для «волшебного» зеркала, найденная ранее в пустыне Негев / ©Clara Amit / Israel Antiquities Authority
Почти полная оправа для «волшебного» зеркала, найденная ранее в пустыне Негев / ©Clara Amit / Israel Antiquities Authority

Как они должны были работать? Предполагалось, что зловредное существо увидит свое отражение, ужаснется и улетит. Таким образом, живые — или мертвые, если речь идет о защите погребения — были защищены. Археологи, проводившие раскопки Уши, считают, что зеркало в керамической оправе было с помощью гипса прикреплено к стене в одном из городских домов.

Может возникнуть вопрос: не слишком ли много магии для в основном христианского к тому времени региона? На первый взгляд — многовато. Но на самом деле чистота вероисповедания — немного не тот вопрос, который беспокоил римлян периода заката их империи. Гораздо больше их волновало поддержание мира между представителями разных конфессий.

С точки зрения религиоведения ситуация в том регионе сложилась уникальная. С одной стороны, религиозные лидеры иудеев все туже закручивали гайки «чистоты веры»: остались свидетельства решений Синедриона о наказании даже за небольшое нарушение ритуальной деятельности. Одновременно те же лидеры призывали активнее истреблять христиан.

С другой стороны — христиане истребляться не хотели. Более того, это время массовых паломничеств к знаковым местам христианской религии. Часто паломниками становились люди не вполне уравновешенные и способные в религиозном экстазе принимать видения за действительность. Так появились первые не признанные официальной Церковью апокрифы. Вокруг их авторов формировались группы людей, которым «авторское» видение христианства было ближе — позже эти религиозные течения назовут ересью.

Все это было круто приправлено верой в магию и колдунов. Защитные зеркала, перекрытые могилы особо вредных волшебников, некромантия прекрасно уживались с христианством. Молитва молитвой, считали люди, но и зеркальце на стене или в колыбели лишним не будет.


Источник