Итальянские мореплаватели побывали в Америке за 150 лет до Колумба

Исключительно ли генуэзский мореплаватель ввёл в заблуждение испанских правителей?

Вопрос об открытии Америки способен превратить любую дискуссию, претендующую на научность, в ожесточенный спор. Верно ли утверждал Тур Хейердал, что египтяне добрались до Америки на кораблях, сделанных из тростника? Прибывали ли на американские земли монахи – сначала буддийские, затем католические? Открыл ли Америку валлийский принц или викинги? Эти споры не утихают. На фоне этого путешествие Колумба кажется довольно хорошо изученным. Но это лишь первое впечатление.

Издание Ancient Origins сообщает об открытии, которое сделал профессор Миланского университета Паоло Кьеза (Paolo Chiesa). Соответствующую работу ученый опубликовал в журнале Terrae Incognitae.

Кьеза провел дополнительное исследование фрагмента из итальянской рукописи «Cronica universalis», автором которой был монах-доминиканец Гальвано Фьямма. Фьямма жил в Милане в период с конца XIII до середины XIV века и получил известность прежде всего благодаря своим историческим трудам, написанным на латыни. Его записи представляют интерес содержанием о событиях, происходивших в Милане в его время, о которых он располагал непосредственной информацией. Однако, при описании прошлых событий или ситуаций, не связанных с Миланом, Фьямма собирал сведения из разных источников, которые он тщательно указывал, но не подвергал критической оценке.

«Cronica universalis» относится к его поздним произведениям и, возможно, является последней работой, однако она не была завершена. Предположительно, она была написана в период с 1339 по 1345 год. Изначальный замысел, представленный во вступлении, предполагал создание цикла из пятнадцати книг, охватывающих историю всего мира от момента его возникновения до эпохи Фьяммы. Однако автор не смог реализовать свои планы: повествование прерывается в середине четвертой книги, заканчиваясь на библейском царе Иоасе. Отсутствуют какие-либо данные о том, чтобы последующие разделы когда-либо были созданы. Рукопись была обнаружена в 2013 году, но до настоящего времени не была опубликована.

В ходе исследования профессор Кьеза сконцентрировался на определенном фрагменте рукописи, расположенном приблизительно в середине третьей книги, охватывающей так называемую третью эпоху человечества (период от Авраама до Давида). Повествование следует библейской хронологии, которую Фьямма расширяет с помощью светской истории и мифов. Помимо хронологического изложения, в третьей книге автор включает в себя развернутое географическое отступление, главным образом посвященное экзотическим местам: Дальнему Востоку, арктическим территориям, островам Океании, Африке. Для создания этой части он опирался на труды таких авторов, как Исидор Севильский и Гай Юлий Солин, а также на свежие рассказы путешественников, в частности Марко Поло и Одорика Фриульского.
Автор демонстрирует знание средневековых научных взглядов на климатические зоны и проявляет интерес к теоретическим спорам о возможности заселения холодных регионов. Он анализирует как южные, так и северные территории, чтобы подчеркнуть присутствие людей в обоих случаях. В этой связи он упоминает некую область, называемую Маркаладу (Marckalada).

Это территория, расположенная к западу от Гренландии (в рукописи – Grolandia/Gorlandia/Gronlandia). Согласно предположению автора, ее населяют великаны, поскольку постройка массивных зданий из каменных плит в Маркаладе, вероятно, была возможна только благодаря их силе.

Паоло Кьеза проводит параллели между описанием Маркаладе Фьяммы и сведениями о Маркланде, содержащимися в северных хрониках: «Сага об Эйрике Рыжем» (датируется предположительно XIII веком), «Сага о гренландцах» (тоже XIII век) и «Исландских анналах» (середина XIV века). Фьямма указывает, что сведения о Маркаладе он получил устно от моряков, и, принимая во внимание его тщательность в указании источников, это, вероятно, соответствует действительности. Милан расположен в глубине суши. Ближайший крупный порт — Генуя.

Следует подчеркнуть, что генуэзские моряки не осуществляли плавания к берегам Исландии или Гренландии, поскольку там отсутствовали ресурсы, представляющие интерес для торговли со Средиземноморьем. Однако, если в их рассказах упоминался Маркланд, это указывает на то, что информационный обмен между Северной Европой и Средиземноморьем все же существовал. Вероятно, посредниками в этом обмене выступали моряки из стран Северной Европы, которые контактировали с жителями Исландии.

Если профессор Кьеза не допустил ошибки (что маловероятно), то о существовании земель к западу от Гренландии знали в Генуе за полтора века до экспедиции Колумба. Вряд ли такую информацию удалось бы скрыть, особенно в портовом городе. Следовательно, Колумб, вероятно, был осведомлен об этих географических данных.

Несмотря на это, он на протяжении многих лет с большим старанием доносил до различных европейских монархов свой замысел о чрезвычайно прибыльной морской экспедиции в Индию через западные моря. И в 1492 году, получив поддержку испанской короны и лично Изабеллы Кастильской, он отправился в первую из четырех своих экспедиций. Впоследствии попытки оправдать позицию Колумба основывались на предположении о его недооценке размеров Земли, что привело к открытию совершенно новых земель, принятых им за Индию. Однако очевидно, что если он долгое время пытался получить финансирование для экспедиции в Индию, богатства которой были широко известны и не вызывали сомнений, то средства для путешествия в неизведанные земли он бы никогда не получил — поскольку не было ясно, возможно ли получение прибыли с этих земель. Мог ли Колумб в подобной ситуации ввести в заблуждение? Этот вопрос пока остается без ответа среди историков.