Этот город, некогда покоренный Александром Македонским, уже в древние времена являлся важным буддийским центром.
С середины прошлого века в Азии работает итальянская археологическая миссия, состоящая из специалистов различных университетов. В 2019 году ее участники обнаружили в Пакистане, вблизи реки Сват и города Барикот, руины поселения, которое, по результатам продолжительных исследований, было идентифицировано как Базира.
Базира упоминается в древнегреческих и латинских источниках как один из городов, подвергшихся осаде Александром Македонским. Радиоуглеродный анализ подтвердил существование города в период военных кампаний Александра, приблизительно в 327 году до нашей эры. По всей видимости, Базира являлась административным центром богатой долины реки Сват и контролировала распределение сельскохозяйственной продукции в этом районе. Благоприятные климатические условия долины позволяют собирать урожай пшеницы или риса дважды в год – весной и в конце лета. Таким образом, город выполнял роль «кладовой», которой пользовался Александр Македонский перед тем, как продолжить свой марш в Индию. Римский историк Квинт Курций Руф в своей работе «История Александра Великого Македонского» отметил значение Базиры, назвав ее «процветающим городом).
Археологические исследования выявили, что город был заселен непрерывно начиная с бронзового века (1700 год до нашей эры) и до начала Нового времени (XVI век нашей эры), при этом археологические отложения в нем достигают толщины более десяти метров. В октябре 2021 года ученые из Университета Ка-Фоскари (Венеция, Италия) закончили полевые работы на ранее обнаруженном акрополе и приняли решение провести исследования в другой области в центре древнего города, которая была подвергнута разграблению – это подтверждается наличием многочисленных траншей, прорытых мародерами.
В результате они открыли буддийский памятник, который довольно неплохо сохранился, хотя в течение многих лет неоднократно подвергался актам вандализма. Храм высотой более трех метров (верхняя часть не сохранилась, поэтому верхний предел общей высоты неизвестен) имеет особую структуру и форму. Он построен на возвышении, и включает архитектурный элемент, который исследователи определили как ступу. Ступа – это сооружение, внешне похожее на насыпь, но обычно выполненное из камня. Изначально оно служило курганом, воздвигаемым над местом захоронения правителя или буддийского святого. Со временем форма кургана стала применяться при возведении храмов. Таким образом, перед нами – очевидный образец буддийской архитектуры. Предварительные исследования позволяют датировать находки второй половиной II века до нашей эры, хотя они могут оказаться еще более древними и относиться к периоду Маурьев (IV-III века до нашей эры).
На древней лестнице памятника уцелела часть ступеней с надписью кхароштхи (древнеиндийская письменность, по данным палеографического анализа, предположительно относится к I веку нашей эры. В нижних слоях археологические раскопки выявили несколько монет и большое количество надписей на керамике, выполненных письмом кхароштхи. Заброшенность памятника приходится на начало III века нашей эры, когда нижний город был уничтожен сильным пожаром.
К храму примыкает небольшая пристройка, предположительно возведённая около 150 года до нашей эры в период правления царя, правившего в индо-греческом государстве Менандра I или чуть позже. Согласно индийской буддийской традиции, Менандр I обратился в буддизм.
В целом, определение стратиграфической последовательности объекта оказалось непростой задачей. Археологические исследования показали, что некоторые части храма возведены на более древнем строении, слои которого содержали гончарные изделия и терракотовые фигурки — вероятно, использовавшиеся в этой местности (как свидетельствуют другие находки) в IV-III веках до нашей эры. Подтвердить датировку объекта помогут исследования, основанные на определении содержания углерода-14. К моменту завершения полевого сезона итальянские археологи зафиксировали 2109 находок, включая керамику, монеты, надписи, каменные изделия, элементы лепнины, терракотовую продукцию, печати и украшения.
Обнаружение такого храма периода Индо-Греческого царства говорит прежде всего о том, что долина реки Сват уже в то время была священной землей для буддистов. Дело в том, что такие предположения делали и раньше, но доказательств им не было (что логично для мусульманской страны с не самой развитой археологической школой). Эти предположения появились вот по каким причинам. Да, у нас очень мало письменных источников по древнему поселению в долине Свата. Но общие соображения говорили о том, что упомянутый греческими и латинскими историками город относится к индийскому царству Гандхаре. Тем не менее Гандхара, в особенности начиная с царствования Ашоки, являлась буддийским государством и стала местом зарождения буддийского искусства. В связи с этим открытие итальянских археологов не только подтверждает ранее существовавшие гипотезы, но и предоставит возможность более глубокого изучения развития буддизма в Гандхаре и его распространения.