Обманул ли генуэзский мореплаватель испанских монархов?
и Христофора Колумбов / ©Gallica Digital Library
Открытие Америки — вопрос, который может любой околонаучный спор перевести в плоскость рукопашного боя. Прав ли Тур Хейердал, утверждавший, что египтяне плавали туда на кораблях из тростника? Посещали ли Америку монахи — сначала буддийский, потом католический? Открыл ее валлийский принц или викинги? Споры не прекращаются. На этом фоне путешествие Колумба выглядит довольно изученным. Но лишь на первый взгляд.
Издание Ancient Origins сообщает об открытии, которое сделал профессор Миланского университета Паоло Кьеза (Paolo Chiesa). Соответствующую работу ученый опубликовал в журнале Terrae Incognitae.
Кьеза провел дополнительный анализ отрывка из итальянской рукописи «Cronica universalis», написанной монахом-доминиканцем Гальвано Фьамма. Фьямма жил в Милане в конце XIII — середине XIV веков и стал известен в основном своими историческими работами, написанными на латыни. Его тексты ценны информацией о современных миланских событиях, о которых он знал из первых рук. Однако, когда Фьямма имел дело с прошлым или с немиланскими контекстами, он собирал информацию из различных источников, которые скрупулезно указывал, но не подвергал критическому анализу.
«Cronica universalis» считается одной из его поздних работ, возможно, последней — она осталась незавершенной. Приблизительная дата написания — 1339-1345 годы. Первоначальный план, изложенный в прологе, предусматривал цикл из 15 книг, в которых излагалась бы история всего мира от его сотворения до времен Фьяммы. Планам автора не суждено было сбыться: повествование обрывается в середине четвертой книги, заканчиваясь библейским царем Иоасом. Нет никаких свидетельств того, что дальнейшие разделы когда-либо были написаны. Рукопись нашли в 2013 году, но до сих пор не опубликовали.
В своей работе профессор Кьеза сосредоточил внимание на части рукописи, примерно середине третьей книги, которая включает в себя так называемую третью эпоху человечества (от Авраама до Давида). Повествование построено по библейской хронологии, которую Фьямма дополняет светской историей и мифологией. Помимо хронологического изложения, в третьей книге писатель вставляет длинный географический экскурс, в основном посвященный экзотическим местам: Дальнему Востоку, арктическим землям, островам Океании, Африке. Его источниками служат как трактаты, таких авторов как Исидор Севильский и Гай Юлий Солин, так и недавние рассказы путешественников — например, Марко Поло и Одорика Фриульского.
Автор также явно осведомлен о средневековых научных представлениях о климатических зонах и интересуется теоретическими дискуссиями о пригодности для обитания холодных земель: он рассматривает как южные, так и северные земли, чтобы показать, что и там живут люди. И в этом контексте он упоминает некую землю Маркаладу (Marckalada).
Это земля, лежащая к западу от Гренландии (в рукописи — Grolandia/Gorlandia/Gronlandia). Ее населяют великаны — это предположение сделано автором, так как огромные здания из каменных плит в Маркаладе могли построить только гиганты.
Паоло Кьеза соотнес описание Маркалады Фьяммы с описаниями Маркланда из северных хроник: эта земля упоминается в «Саге об Эйрике Рыжем» (написана, предположительно, в XIII веке), в «Саге о гренландцах» (также XIII век) и «Исландских анналах» (середина XIV века). Фьямма упоминает, что информацию о Маркаладе он получил устно от неких моряков — и, учитывая его скрупулезность при указании источников, скорее всего, это так. Милан — сухопутный город. Ближайший крупный порт — Генуя.
Тут необходимо отметить, что генуэзские моряки не плавали в воды Исландии или Гренландии: там не было ничего, что представляло бы торговую ценность для Средиземноморья. Но если они рассказывали о Маркланде, значит, информационный обмен между Севером и Средиземноморьем все же был. Можно предположить, что промежуточным звеном выступали какие-то моряки Северной Европы, контактировавшие с исландцами.
Добавим: если профессор Кьеза не ошибается (а это маловероятно), то в Генуе было известно о существовании земли на запад от Гренландии за полтора века до путешествия Колумба. Вряд ли такую информацию скрывали: сделать это в портовом городе крайне трудно. То есть Колумб едва ли не знал об этих географических подробностях.
Тем не менее он с огромным упорством много лет разъясняет различным монархам Европы свой план крайне выгодной морской экспедиции в Индию через западные воды. И в 1492 году при поддержке испанской короны и лично Изабеллы Кастильской отправляется в первую из своих четырех экспедиций. Позже позицию Колумба пытались оправдать тем, что он недооценил размеры земного шара, поэтому принял за Индию совершенно другие новые земли. Но ясно, что если уж деньги на экспедицию в Индию, богатства которой были известны и не вызывали ни у кого сомнения, он пытался добыть много лет, то на путешествие к неизвестным землям средства он не получил бы никогда — ведь не понятно, можно ли с тех земель получить прибыль. Мог ли Колумб в такой ситуации слукавить? Ответа на этот вопрос у историков пока нет.