Исторический вывод о желании средневековых египтян в рабстве

Письмо, датируемое более тысячелетней давностью, повествует о жизни узников Аббасидского халифата и их готовности к радикальным действиям для обретения свободы.

Мечеть аль-Азхар в Египте. По всей видимости, в то время исламские нормы соблюдались не столь строго, как гласят источники.

Историку из Лейденского университета Джелле Брюнинг удалось найти в фондах Библиотеки редких книг и рукописей Йельского университета письмо на папирусе. работа опубликована в Journal of the Royal Asiatic Society.

Брюнинг отнёс письмо к концу IX — началу X веков, указав Египет как место его написания. В то время Египет входил в состав Аббасидского (или Багдадского) халифата. Халифат был теократическим государством, занимавшим территории современных арабских стран Азии, части Средней Азии и Северной Африки, включая Египет. Халифат появился в 750 году, когда династия Аббасидов воспользовалась междоусобными конфликтами и свергла халифа из династии Омейядов.

Письмо из средневекового египетского тюремного заключения.

То, что уничтожило Омейядов, повредило и новых правителей халифата: к моменту написания письма государство пошло на дно из-за множества претендентов на престол.

Неизвестный автор из тюрьмы Египта пишет: «Ты знаешь, что пришлось пережить из-за заточения и бедствий. Нам отняли имущество, все богатства. Никто не заботится и не помнит о нас. Нам нужна была помощь в напоминании Абу аль-Хаку — да продлит Аллах его жизнь — о нашем деле и положении. Мы — покорные слуги, числом десять: некоторые рабы, остальные свободные. (Свободные. — Прим. ред.) Готовы стать рабами, чтобы он захотел владеть нами, а вы — разобраться с делом, освободив нас от бедственного положения. От милостыни ничего не осталось, все равно нищие, без корма и одежды».

В письме еще одна просьба о передаче денежных средств и вопрос о наличии новостей о женщине по имени Сутайт, которую автор называет «моей покровительницей», возможно, для того чтобы та смогла помочь.

Автор указал на то, что из письма нам неизвестно имя автора, получателя и последующие события. Оно похоже на просьбу о финансовой помощи и содействии. Предполагалось, что адресат свяжется с Абу аль-Хаком, который окажет помощь. Те, кто еще свободен, готовы стать рабами ради этого.

Стена камеры старой тюрьмы в Марокко.

Брюнинг считает это предложение очень странным. Согласно исламским нормам, свободный мусульманин не мог добровольно стать рабом. Однако учёный отмечает, что те же самые нормы предписывают хорошее обращение с заключенными, чего на практике не наблюдалось.

Ученый рассказал, что состояние египетских тюрем после падения Римской империи стало отвратительным. Исторические источники указывают на серьезную антисанитарию, множество паразитов и разврат в коллективных камерах.

Проблема заключалась не только в антисанитарии. Тюремные власти не считались необходимым тратиться на заключенных: кормить и одевать их не стремились. Учитывая конфискацию имущества осужденного в халифате, выжить в тюрьме могли лишь те, кому родственники оказывали регулярную помощь.

Отчаяние автора письма и его спутников ясно выражено: они опасались смерти в тюрьме без помощи извне. Единственным спасением, по их мнению, становилось рабство. Автор работы утверждает, если нарушен один закон (о доброжелательном отношении к заключенным), то почему не может быть нарушен и другой (запрещающий обращение мусульманина в рабство)? Такой вывод важен потому, что до сих пор считалось, что норма о неприкосновенности мусульман от рабства действовала на протяжении всей истории Арабского халифата.

Брюнинг обнаружил ещё примеры в истории средневекового Египта, когда свободные люди становились рабами без тюремного заключения. В 1200-1202 годах на Египет обрушился страшный голод и чума. В этот период появились сообщения о женщинах и детях, готовых стать рабами: это гарантировало им хоть какое-то питание.