Исследователи раскопали самое протяжённое сапотекское послание

Несмотря на то, что полностью расшифровать письмено доколумбовой цивилизации не удалось, часть ее элементов уже понятна.

Монте-Альбан, столица сапотеков.

В 2018 году археологи во время раскопок Ацомпа в мексиканском штате Оахака очистили здание с фризом. В данном случае фриз — не просто часть ордера, как принято считать в классической архитектуре; в современном искусствоведении так называют любой удлиненный декоративный элемент.

Фриз из Оахаки украшен изображениями людей и животных, а также надписями сапотеков и некоторыми глифами — рисунками, обозначающими разные вещи. графемуВ настоящее время эксперты из Национального института антропологии и истории Мексики озвучили свои. выводыСодержание изображения на рельефе и его историческая эпоха.

Композиция из известняка длиной 15 метров украшена как резьбой, так и лепниной. Частью дома, где располагалась эта композиция, был южный квартал Монте-Альбана — столицы цивилизации сапотеков.

Так выглядят глифы сапотеков / ©INAH

Монте-Альбан возник около шестого века до нашей эры. Историки относят его к самым древним городам Мезоамерики. Площадь поселения значительна — археологи сейчас говорят о сорока квадратных километрах, но раскопки ещё не завершены. К примеру, площадь Древнего Вавилона с пригородами составляла всего десять квадратных километров, а его считали крупнейшим городом Западной Евразии своего времени. Цивилизацию сапотеков называют одной из древнейших доколумбовых. Первые находки относятся к 700 году до нашей эры, а расцвет государства сапотеков приходится на II-IX века нашей эры.

Примерно в I веке сапотеки объединились и стали сильной военной силой. Начался период экспансии. Но примерно в VI веке земли, полученные в результате завоеваний, были потеряны — восстали покоренные народы. Правда, тогда же установили дружеские отношения с… ТеотиуаканомВ это время Монте-Альбан достиг расцвета как главного города сапотеков.

Дом, где обнаружили фриз, относится к позднеклассическому периоду (600-900 годы нашей эры). Казалось бы, большой промежуток времени, но подобные находки, датируемые разными столетиями, встречаются в одном месте довольно часто: люди неоднократно перестраивали здание, не покидая его.

Сапотеки владели собственной письменностью, возникшей задолго до майя – первые её следы относятся к VII веку до нашей эры. Известно около 500 сапотекских текстов, а самый большой из них находится на найденном фризе. Надпись составлена из элементов, связанных с космогонией сапотеков и их представлениями о связи между людьми и сверхъестественным. Это, вероятно, свидетельствует о священном значении этого места.

Вырезано не только сапотекское изображение, но иglyphs, относящиеся к миштекам — северным соседям сапотеков. Предполагается, что присутствие миштекских надписей на стене дома в Монте-Альбане говорит о связях между цивилизациями.

Общий вид фриза / ©INAH

Сапотеки ранее расширяли свое государство за счёт земель миштеков. Археологические находки и письменные источники показывают, что во второй половине первого тысячелетия миштеки сначала вытеснили сапотеков с своих земель, а затем длительное время вели войну.

Вначале военное преимущество было у сапотеков, но потом ситуация изменилась — около IX-X веков Монте-Альбан был разрушен. Жители покинули город и повели жрецы к основанию нового поселения, которое тоже, хотя и через длительное время, пало от натиска миштеков. Правда, миштеки тоже не избежали участи: примерно в это же время их разгромили ацтеки, в состав своего государства которых вошли остатки сапотеков.

Миштеки не обитали в Монте-Альбане после того, как разорили город и превратили его в могильное место для видных людей своей общины. Возможно, миштекские надписи на плите относятся к этому времени.

В доме обнаружены погребальные урны, но археологи пока не установили их владельцев. Возможно, это останки миштекского кладбища. Существует предположение, что сапотеки, покидая город и разрушая его, стремились лишить место сакрального значения, обесчестить его.

Сапотеки формально вошли в состав ацтекского государства, но фактически сохранили независимость. Благодаря браку правителя с представителем другой династии подчиненное положение было лишь на словах: не уплачивалась дань, не соблюдались законы ацтеков. В 1519 году сапотеки стали пятой колонной Теночтитлана, поддержав Эрнана Кортеса. Они надеялись, что испанцы предоставят им возможность сохранить независимость. Но предательство оказалось неудачным: уже через два года последний правитель сапотеков признал власть испанцев и принял христианство.