На территории Перу были найдены прекрасно сохранившиеся останки лам и морской свинки. Отсутствие признаков насильственной смерти на останках животных позволило исследователям предположить, что их захоронили заживо, привязав конечности веревками.
По прибытии на территорию, которую называли Империей инков (или Тавантинсуйу на языке кечуа), конкистадоры обратили внимание на то, что местные жители поклоняются различным божествам. Среди них были боги небесные, а также связанные с землей, морем, вершинами гор, пещерами, озерами и реками. Кроме того, инки почитали своих предков и регулярно приносили жертвоприношения, включая жертвы домашних животных.
Жители этого племени, родом из долины Куско, верили, что на благосостояние, включая хороший урожай, крепкое скотоводство и победы в сражениях, способны оказывать влияние божества и предки. Поэтому ритуалы играли ключевую роль и проводились каждый месяц. Обряды выполнялись с такой настойчивостью и регулярностью, что значительная часть собранного инками урожая предназначалась для их проведения. Также известны их ритуалы капакоча, в рамках которых в дар богам приносили детей, а также лам и морских свинок.
Испанские авторы оставили первые письменные свидетельства о жертвоприношениях у инков, однако они нечасто давали подробное описание конкретных видов таких обрядов. Наиболее распространенным, согласно их данным, был ритуал, включавший забой сотен лам с последующим употреблением их в пищу. Лам коричневого окраса приносили в дар богу Виракоче, а белых – солнцу.
За исключением свидетельств шестнадцатого и семнадцатого веков, убедительных подтверждений подобных даров не существовало до недавнего времени. Однако, недавнее открытие, сделанное канадскими и перуанскими учеными, результаты исследования которых опубликовано в журнале Antiquity, данный факт подтверждается.
В 2018 году авторы исследования провели раскопки в Тамбо-Вьехо, административном центре империи инков, расположенном в Перу. В ходе этих работ были обнаружены останки четырех мумифицированных лам и морской свинки. Животные оказались в исключительно хорошем состоянии, несмотря на то, что им было принесено в жертву более полутысячелетия назад. Радиоуглеродный анализ фрагмента древесного угля, найденного рядом с останками, определил, что захоронение произошло в период с 1432 по 1459 год.
«По словам доктора Лидио Вальдеса из Университета Калгари, жертвоприношения животных имели большое значение для инков. Ламы занимали второе место после людей по частоте жертвоприношений».
Согласно исследованиям ученых, экспансия Империи инков вызвала присоединение новых земель. Южное побережье Перу являлось одним из регионов, находившихся под властью инков. В каждой долине инки создали административный центр, а Тамбо-Вьехо возвели в долине Акари.
«В ходе наших раскопок было сделано уникальное открытие – обнаружены естественным образом мумифицированные ламы и морские свинки, которые, вероятно, были принесены в жертву богам. Как отмечают авторы исследования, это свидетельствует о значительной роли домашних животных в религиозных обрядах инков.
По мнению исследователей, жертвоприношения преследовали не только цель обеспечить хороший урожай, крепкое скотоводство и победы в военных конфликтах, но и привлечь на свою сторону население захваченных инками земель. В ходе последующих раскопок археологи выявили признаки масштабного торжества, среди прочего, печи и другие признаки пира.
Лам украшали браслетами и перевязывали яркими веревками. Подобно морским свинкам, их хоронили заживо (на телах животных не было обнаружено признаков насильственной смерти, однако их ноги были связаны). На могилы, покрытые песком, приносили перья – возможно, для того чтобы еще раз продемонстрировать влияние инков на эту местность.
«Инки придерживались убеждения, что любая полученная ценность должна быть компенсирована отдачей. Это подразумевало, что присоединение других народов и их территорий должно сопровождаться обменом, обеспечивающим равновесие. Особенно заметно это было в отношении групп, покоренных мирным путем, таких как жители долины Акари. Принятие инками местных божеств стало важным условием для поддержания стабильных взаимоотношений между завоевателями и покоренными. Поэтому инки нередко включали местные святыни в свой пантеон. Неясно, обладала ли территория, на которой расположен Тамбо-Вьехо, ранее религиозное значение. Подношения ламы и морской свиньи являлись материальным выражением ритуалов, проводимых там. В конечном счете, все эти церемонии позволили инкам легитимизировать свое присутствие в долине Акари, — заключили археологи.
Недавно в озере Титикака обнаружили идеально сохранившиеся артефакты эпохи Империи инков, а антропологи рассказали, зачем инки прибегали к отсечению голов и деформации черепов.