В Иерусалиме обнаружено свыше полутора тысяч фрагментов артефактов из слоновой кости времен Первого Храма.

Город Давида — самый старый район Иерусалима, основанный на месте древнего города иевусеев, предшествовавшего евреям в Иудее. В X веке до нашей эры царь Давид, второй правитель народа Израиля, захватил город и переместил столицу из Хеврона туда.
В Библии говорится, что именно этот город интересовал Давида, так как он желал построить храм на горе Мориа. Но ему это не удалось: согласно преданию, царь последовал совету пророка Нафана (Нафан объяснил, что Бог считает Давида слишком кровожадным из-за многочисленных войн) и возложил строительство на своего сына Соломона. Храм в Иерусалиме обычно называют храмом Соломона.

Ученые полагают, что Давид видел Иерусалим центром объединения еврейских колен, единой столицей и местом главного храма. На практике получилось иначе. По Библии, к концу правления Соломона (около 930 года до нашей эры) десять северных колен израильских отделились, образовав Северное Израильское царство с центром в Самарии. Иерусалим оставался столицей Иудейского царства, но, несмотря на Храм, не имел особого влияния в регионе.
Раскопки в Иерусалиме раскрывают новые тайны. заявилиНайдены более 1500 фрагментов изделий из слоновой кости, предположительно относящихся к VIII веку до н.э., т.е. периоду Первого Храма.
Все находки сделаны в большом здании, которое активно использовали в VIII-VII веках до нашей эры. Вероятно, его разрушили во время вавилонского завоевания в 586 году до нашей эры. Исследователи полагают, что кусочки слоновой кости когда-то были фрагментами инкрустации мебели или дверей.
Слоноватый материал фигурирует в Библии как символ исключительной роскоши. Так, упоминается «большой трон из слоновой кости» царя Соломона и дворец царя. Ахава, украшенный слоновой костью.

До настоящего времени нам были известны лишь два близко восточных города того времени, где отмечалось большое количество изделий из слоновой кости. Это Нимруд, ставший столицей Ассирии при… Ашшурнацирапале IIи самарийское царство, столицей которого была Самария.
Нимруд и Самария известны своим богатством и роскошью. Многие учёные утверждают, что расцвет Иерусалима Первого храма начался лишь в VIII веке до нашей эры. Новые находки свидетельствуют о том, что влияние (а значит, и богатство) Иерусалима усиливается раньше и растёт достаточно быстро, позволяя ему быть наравне с столицами Ассирии и Северного Израильского царства.
В здании, где археологи нашли остатки слоновой кости, по мнению исследователей, во время существования Первого Храма располагалась резиденция первосвященника или дом царской семьи, возможно, с сочетанием обеих функций.
Вопрос о происхождении изделий из слоновой кости в Иудею очень важен. В то время Иерусалим, по мнению современных исследователей, был недостаточно экономически развит для активного участия в крупной торговле: жителям Иудейского царства не было чего предложить другим народам.
Специалисты из Израильского управления древностей и Университета Хайфы проанализировали образцы кости и пришли к выводу, что материал получен из бивня африканского слона. Бивень импортировали в Сирию, где мастера-ремесленники занимались его обработкой. Такое предположение сделано потому, что все декоративные элементы выполнены в одном стиле с явным левантийским влиянием. Такой мотив был популярен по всей Месопотамии, а источником изделий служила Сирия.
На древнем Ближнем Востоке слоновая кость считалась не только дорогим и престижным материалом для предметов роскоши, но и символом власти. Существуют письменные источники, свидетельствующие о том, что цари завозили слонов из Африки в Сирию и устраивали охоту, результатом которой становилось падение могучего животного от удара правителя.
Обнаружение большого количества слоновой кости в одном здании времен Первого Храма не позволяет делать серьезных выводов о положении Иерусалима среди столиц Ближнего Востока. Однако это заставляет предположить, что наши знания об истории города могут быть недостаточны.