Гуннский союз: российские учёные разгадали тайну исчезновения могущественного народа

В «Кратких сообщениях Института археологии» опубликована статья Михаила Казанского и Анны Мастыковой, в которой авторы обобщили информацию о народе акациры из различных источников: от позднеантичных авторов до материалов раскопок. В результате авторы выяснили, где жили акациры во время Великого переселения народов, и предположили, как это племя нашло общий язык с соседями.

В Византии считали, что акациры – народ гуннского происхождения.

Главным источником сведений о растениях из рода акации служит … Приск ПанийскийРанневизантийский историк и дипломат служил в посольстве, отправленном Византией к правителю гуннов Аттиле в 448 году. Его сведения о гуннах, их обычаях, жизни и социально-экономических связях бесценны.

Приск иногда называет акациров гуннами, но чаще их именует «скифами», как и других гуннов. Для византийцев слово «скифы» часто обозначало всех варварских народов, обитавших к северу от них. По Приску, в время Аттилы акациры жили где-то в «припонтийской Скифии», то есть на Северном Причерноморье, восточнее не далее Дона (по представлениям античных географов, за Доном начиналась Сарматия).

Степные народы после гуннов (А) и карта памятников позднего гуннского и послегуннского периодов (Б)

Акациры, вероятно, являлись обширным союзом племен, где правление осуществляли много вождей «по коленам и родам», с жесткой иерархией кланов (сложное вождество). Приска утверждал, что все подчинялись Аттиле.

О данном племени рассказывает этногеографическое описание Скифии. ИорданаИсторик VI века, гот, описал этот народ как «самый могущественный» . Также имеются сведения об этих людях у «Космографии Равеннского анонима»В «Ravennatis Anonymi Cosmographia» эти племена причислены к хазарам, с указанием того, что через их землю течет река Куфис, то есть Кубань.

Приск сообщал о войне, которая, по его данным, разгорелась около 463 года — спустя десять лет после смерти Аттилы в 453 году. В ней участвовали акациры и племена, прибывшие с Востока: сарагуры, оногуры и уроги. Акациры потерпели поражение и двинулись на север. Куда именно — неизвестно.

Иордан пишет, что акациры стали соседями эстов, живших восточнее Вислы. Впрочем, акациры — это кочевой народ, скотоводы и охотники. А к востоку от Вислы тогда находились леса.

Картина «Пир Аттилы» работы Мора Тана, написанная в 1870 году. На правой стороне представлен Приск, византийский дипломат и историк.

В раннесредневековой «Космографии Равеннского анонима» акациров относили к хазарам. С этой позиции некоторые исследователи полагали, что у них было тюркское происхождение и связывали их с тюркским народом «агачери», что означает «лесные люди».

Авторы работыНе согласны с таким решением географического расположения и происхождения акациров. Пишут: «Кстати, а почему это имя должно читаться именно из тюркского, а не других алтайских (монгольский и прочие) или угорских языков? Напомним, что среди степных врагов акациров фигурируют и некие уроги, имя которого нередко воспринимается как «угры». Невольно вспоминается: «Ученые, занимающиеся тюрками, склонны находить их везде. А германисты находят германцев в самых невероятных местах». И кроме того, а насколько этноним, зафиксированный в какое-то конкретное время, отражает реалии именно этого времени? Может быть, он восходит к гораздо более отдаленным эпохам?»

Археологические находки эпохи гуннов в низовьях Дона.

Ученые полагают, что близость акациров и эстиев к Иордану объясняется незнанием древними авторами территории между Южной Балтикой и Днепровско-Донскими степями.
В доказательство предполагается, что для позднеантичных географов Восточная Европа была довольно узкой полосой суши между северным Океаном (Балтикой) и Меотидой (Приазовье). На такой карте приазовские степняки неизбежно оказывались соседями прибалтийских народов.

Авторы указывают, что согласно Иордану, эстии «не ведают злаков». Все же соседи эстиев «ведали злаки», как свидетельствуют археологические находки. В целом земледелием в лесной зоне Восточной Европы того времени не занимались, кроме финских жителей северной части этой зоны – на территории современных Архангельской области, Карелии и Северной Финляндии.

Выводы исследователей указывают на то, что акациры были вынуждены отступить в северную часть степи, расположившись в бассейне Верхнего и Среднего Дона, а также на Левобережье Днепра. В поздний период гуннов и после них в этих местах находили единичные захоронения под курганами, характерные для кочевников того времени.

По всей видимости, это и есть археологические остатки акациров. Возможно, упоминание «сильнейшего народа» свидетельствует о том, что акациры сумели объединить в свой союз не только кочевников, но и оседлых варваров Верхнего Дона и бассейна Оки.

Вопрос о том, как возникло объединение кочующих акациров и оседлого населения, ставит исследователей в затруднительное положение.

В истории Древности и Средневековья встречаются союзы разных варварских народов — как кочевых, так и оседлых, возглавляемых сильнейшим племенем. Примером этого является скифское объединение, где ведущим было царское племя кочевников. В него входили также оседлые скифы-пахари и земледельцы. Аналогичным образом устроен был Хазарский каганат: помимо кочевых хазар его состав включал оседлых алан, славян и финно-угров. Обычно такие союзы возникают путем распространения власти сильнейшего племени на соседей.

Известны случаи, когда объединения под властью оседлых варваров включали кочевых степняков. Например, в V веке союз вандалов объединил оседлых свевов и кочевых алан.