В Израиле полиция пресекла деятельность торговцев предметами исторической ценности.
На прошлой неделе во время патрулирования одного из районов Иерусалима полицейские остановили автомобиль, двигавшийся по улице с односторонним движением против направления. Как выяснилось, нарушение правил дорожного движения было не единственной провинностью водителя. В багажнике правоохранители обнаружили коробку с древними артефактами.
Находка была исследована специалистами Управления древностей Израиля и сообщили, определено, что найденные предметы датируются временем римского господства. У «торговцев древностями», не сумевших выгодно продать свою находку, изъяли сотни монет, несколько керамических изделий с декоративными элементами, среди которых кувшин для вина с изображением лежащей фигуры, несущей кувшин с вином, и две бронзовые кадильницы, возраст которых составляет приблизительно 2000 лет.
В ходе расследования было установлено, что артефакты были извлечены из туннельного комплекса вблизи Иерусалима, точное местоположение которого не сообщается. В настоящее время в туннелях ведутся раскопки, о новых находках будет сообщено позднее. Но каким образом все эти предметы оказались там?
Ученые считают, что современным кладоискателям посчастливилось отыскать сокровища, ранее захваченные повстанцами Шимона Бар-Кохбы у римлян. Однако, очевидно, эти артефакты иудеи не применяли, поскольку они представляют собой типичные римские культовые предметы, украшенные изображениями и символами, противоречащими еврейскому запрету на идолопоклонство. Они просто совершили ограбление римлян, спрятали добычу в пещере, но не смогли вернуться за ней, что вполне логично – эпоха была сложной.
Если предположения израильских археологов верны и сокровища датируются периодом восстания Бар-Кохбы (132-136 годы нашей эры), то люди, заложившие их, возможно, не пережили мирное время. Вспомним, что в 66 году нашей эры иудеи, недовольные действиями прокуратора Флора, начали восстание, которое стало началом Первой Иудейской войны. Но это событие положило конец многолетней вражде между римлянами и иудеями, ознаменовавшись падением Иерусалима в 70 году падение Строительство Второго храма не способствовало установлению мира в Иудее.
В 115 году произошло восстание евреев в восточных провинциях Римской империи. Многие из них были насильственно переселены в эти земли после Первой Иудейской войны. Евреи проживали в Египте, Киренаике, Палестине, на Кипре и в Месопотамии. Началась Вторая Иудейская война, этот конфликт, также известный как «война диаспор», начался при императоре Траяне, однако завершил его, причём весьма решительно, Адриан. Несмотря на то, что восстание было подавлено, надежды на установление мира не оправдались.
Император Адриан выступал за полное искоренение иудаизма как веры, вплоть до введения смертной казни за обрезание. На месте Иерусалима, лежавшего в руинах, Адриан распорядился возвестить новый город и дал ему имя Элия Капитолина, в сложившихся условиях, где вместо иудейского храма предусматривалось строительство храма Юпитера, новое восстание казалось лишь вопросом времени.
В 132 году уважаемый иудеями богослов рабби Акива объявил, что некий молодой человек по имени Шимон — Мессия, который поведет евреев на борьбу с римлянами. Прозвище Бар-Кохба на арамейском означает «сын звезды». Шимон идею о своей избранности всячески поддерживал. Скорее всего, Бар-Кохба и сам был выдающимся воином, но легенды о нем слегка выходят за грань реальности. Например, рассказывали, что он на скаку может вырвать из земли кедр или отбить крупный летящий метательный снаряд.
Информации о развитии восстания немного, а объективных свидетельств, возможно, не существует вовсе. Римские авторы описывают события в негативном ключе, а в иудейской традиции они, как правило, преподносятся в восторженных тонах. Известно лишь, что поначалу Бар-Кохба добивался успехов: находившиеся под его управлением войска нанесли поражение 10-му римскому легиону, который, согласно теории, должен был контролировать Иудею. Воспользовавшись этим триумфом, Бар-Кохва даже провозгласил создание нового независимого иудейского государства – с самим собой в роли главы, естественно. Он стремился представить себя именно как правителя, а не как военного лидера: выпускал собственные монеты, занимался организацией снабжения продовольствием и так далее. Однако, государство Бар-Кохбы просуществовало (если это можно так назвать) недолго.
Император Адриан призвал из Британии известного военачальника Юлия Севера: в то время он занимал должность губернатора островной провинции и недавно завершил строительство Адрианова вала. Легионерам, уставшим от строительных работ, был дан приказ отправиться в Иудею. Восстание было подавлено с применением чрезвычайно жестоких мер, в ходе которых целые поселения подвергались сожжению и разрушению. При этом нельзя утверждать, что их оппоненты отличались излишней гуманностью.
Известно, что в 135 году Бар-Кохба вместе с отрядом своих воинов был заблокирован в крепости Бейтар. Его сторонники были готовы сражаться за того, кого почитали как мессию, однако с самим ним произошли перемены. Он начал опасаться предательства и, в результате необоснованных подозрений, казнил одного из раввинов на всеобщем виду. Это повергло защитников в шок и дезорганизовало их ряды. В конечном итоге крепость была взята, и в этот момент Бар-Кохба скончался от укуса змеи. Понятно, что такая необычная смерть порождает множество вопросов, однако археологи не располагают ответами, а письменные свидетельства крайне ограничены.
К 136 году римские легионы подавили все оставшиеся попытки сопротивления. В этот период Адриан находился в Иудее, и его гнев спровоцировал новые ограничения для евреев. Наряду с казнями, их изгоняли с их владений, запрещая открыто практиковать свою религию. Рим жестоко подавил очередное восстание. Поэтому не удивительно, что люди, укравшие у римлян ценности и спрятавшие их в туннеле возле Иерусалима, так и не вернулись за ними — у них не было возможности это сделать.