Археологи из Мексики изучают подземные лабиринты древнего города сапотеков.

Специалисты Института антропологии и истории Мексики (INAH). сообщилиВ ближайшее время стартует проект «Льобаа», участники которого при помощи современных технологий исследуют подземные сооружения древнего города Митлы в мексиканском штате Оахака.
По находкам, поселение здесь существовало с 500 годом до нашей эры, но сохранившиеся постройки относятся к периоду с 200 годом нашей эры. Историки полагают, что Митла была одним из главных центров. сапотекской культурыВ Мезоамерике, но также и в городе обнаружены следы. культуры миштековС некоторыми племенами сапотеки жили мирно, но в основном воевали. Происхождение культуры и письменности сапотеков традиционно связывают с ольмеками, которые обитали южнее.

По мере строительства грандиозного Монте-Альбана (мы рассказывалиЖители Митлы переезжали на новую площадь, поскольку она была больше известной площади Вавилона. Но резиденция верховного жреца, возможно, и правителя сапотеков, оставалась в Митле. Город превращался в комплекс зданий сакрального назначения.
Источники древности и колониальной эпохи повествуют об огромном подземном лабиринте, попасть в который можно было через один из главных дворцов Митлы. Лабиринт сообщается с глубокой естественной пещерой. Сапотеки считали это место настоящим входом в подземный мир, а также хоронили там жрецов и правителей.
Название Льобаа, данное местности до прихода испанцев, по-сапотекски означает «Место подземного мира», а слово Митла на языке науатль переводится как «Место мертвых».
Летописец XVII века Франсиско де Бургоа утверждает, что входы в подземный лабиринт запечатали первые католические священники и миссионеры, прибывшие в этот регион. Поиски затерянного лабиринта, начатые в XIX — начале XX веков, позволили обнаружить по крайней мере две монументальные гробницы под одним из внутренних двориков. Тем не менее полноценное исследование подземной части города так и не было проведено, о причинах расскажем позже.
Проект «Льобаа» – плод сотрудничества Министерства культуры РФ, Национального автономного университета Мексики и ассоциации ARX Project. Археолог Дениссе Арготе Эспино (INAH) отмечает, что в проекте применятся самые современные, поверхностные и неразрушающие технологии для изучения древнего города.
Ей важно подчеркнуть, что исследователей интересует не только археология места и его история, но и вопрос сохранения памятников. Высокая сейсмичность Оахаки требует технических данных для составления карты недр и выявления проблем, которые могут повлиять на археологические памятники, исторические здания и жителей зоны.
Ученые предполагают использовать георадар, подповерхностную томографию…действующую на основе измерения электрического сопротивления почвы, томографиюМетод, разработанный с использованием данных о преломлении сейсмических волн.
Эти дополняющие друг друга технологии создадут высокоточную 3D карту объектов, не требуя раскопок или повреждения памятников.

Работы стартуют в помещениях, называемых «Церковной группой» и «Группой колонн». Для специалистов эти две группы, относящиеся к постклассическому периоду (900-1521 годы), представляют особенный интерес: «Группа колонн» послужит образцом для определения гробниц, так как именно здесь мексиканский археолог Альфонсо Каса в начале XX века обнаружил первую.
Не раз копали «Церковную группу» из-за находящегося там храма колониального периода. Испанцы часто строили свои церкви на священных местах коренного населения. Франсиско де Бургоа говорил о входе в подземный мир под алтарем церкви. Это может быть небольшая полость, гробница или большая сеть — проверить это нужно неразрушающими способами.