Британские историки провели исследование, посвященное жизни средневековой общины, пережившей период процветания. Необычно, что богатство и благосостояние пришли к ее жителям всего за два десятилетия после жестокой бойни.
Историки из Йоркского университета в Великобритании провели исследование архивных данных выполнили цифровую реконструкцию домов, в которых в начале XIII века жило еврейское население Йорка. Также они определили место первой синагоги Йорка. Эту работу провели в рамках проекта Heritage360 Streetlife, посвященного изучению истории средневекового Йорка.
После нормандского вторжения 1066 года в Англию прибыло значительное число евреев из французского Руана. Первые нормандские монархи испытывали потребность в финансовых ресурсах для возведения замков и обеспечения безопасности государства, однако христианская церковь запрещала предоставление кредитов верующим.
В данном вопросе религиозные убеждения не являлись препятствием для евреев (особенно когда речь шла о взаимодействии с неевреями). Благодаря этому они пользовались поддержкой монархии и со временем сформировали общины во многих крупных городах Англии. В середине XII века представители еврейской общины Линкольна перебрались в Йорк.
Католическая церковь была недовольна сложившейся ситуацией. Активное участие духовенства в Англии способствовало усилению неприязни к еврейскому населению. Это было частично обусловлено публичными теологическими спорами между еврейскими учеными и представителями христианской церкви. К середине XII века было распространено несколько историй, распространявших неверные сведения и обвинявших евреев в расправах над христианскими детьми.
До 1189 года антихристианские настроения не приводили к массовым убийствам евреев. Переломный момент наступил во время коронации Ричарда I, впоследствии прозванного Львиное Сердце, нового короля Англии. Поскольку церемония проходила в Вестминстерском аббатстве, формально еврейским общинным лидерам там находиться было не положено. Однако на деле, самые состоятельные и влиятельные иудеи присутствовали на ней, демонстрируя тем самым свою лояльность новому монарху.
Ричард I, известный как Львиное Сердце, настоятельно запретил подобные визиты, однако несколько представителей общин из Лондона и Йорка все же присутствовали на его коронации. Некоторые историки полагают, что их появление было продиктовано не желанием выразить уважение новому королю. Скорее, они были глубоко недовольны введёнными налогами и сборами, которые требовались для финансирования Третьего крестового похода.
Охрана не допустила евреев, что привело к беспорядкам, завершившимся первыми антиеврейскими погромами в Англии — на данный момент только в Лондоне. Еврейская община Йорка существовала в мире и согласии, благодаря ее взаимодействию с городским шерифом.
В 1190 году Ричард Львиное Сердце возглавил один из отрядов Третьего крестового похода. Шериф Йорка сопровождал его в Святую землю. Однако часть крестоносцев оставалась в городе, самостоятельно обеспечивая себя средствами, поскольку королевского финансирования оказалось недостаточно. Они пытались получить дополнительные средства от еврейской общины, но безуспешно.
Когда в городе по невыясненной причине возник пожар, те, кто готовился к освобождению Гроба Господня, увидели в этом возможность нажиться. Евреев обвинили в поджоге, после чего они обратились за помощью к хранителю Йоркского замка. Ему удалось предложить им убежище в донжоне, известном сегодня как башня Клиффорда.
Официальные документы не содержат однозначного объяснения причины гибели евреев, нашедших убежище в замке. Одна версия предполагает, что крестоносцы захватили башню Клиффорда и совершили массовое убийство, в то время как другая указывает на то, что члены общины сами покончили с собой и с семьями, предварительно вызвав пожар в башне.
Современные исторические исследования показывают, что уже через два десятилетия после трагедии, начиная с 1210 года, в городе была восстановлена и успешно функционировала еврейская община, поддерживавшая мирные отношения с окружающим христианским населением.
Дома, принадлежавшие видным членам общины, располагались в наиболее престижном районе города, на его центральной улице, выходящей к реке. Проект реконструкции базируется на архивных документах и образцах сохранившихся средневековых построек в других районах Йорка. Первоначально эти дома возводились христианскими домовладельцами и сдавались в аренду евреям, что делало их не отличимыми от домов, в которых проживали самые известные и состоятельные жители Йорка.
Аароном Линкольном руководила община. Он также являлся главным представителем всей еврейской общины Англии, и в период с 1230 по 1240 годы Аарон считался самым состоятельным человеком в стране. Документы, хранящиеся в архиве Даремского собора, свидетельствуют о сотрудничестве Аарона Йоркского с высшим духовенством. В частности, он направил существенную сумму на возведение городского Гилдхолла (средневековый гражданский центр).
Представленные данные свидетельствуют о том, что как минимум в Йорке в первой половине XIII века отсутствовал конфликт между иудеями и христианами, невзирая на предшествующее жестокое преследование. В то же время в Лондоне младший брат короля Ричарда, принц Джон (впоследствии ставший королем Иоанном Безземельным), вновь увеличил налоги, адресованные исключительно еврейскому населению.
На Четвертом Латеранском соборе (1215 год) евреям было предписано носить отличительную одежду, запрещено появляться на публике во время христианских торжеств, и предоставлено право христианам не исполнять свои долговые обязательства перед ростовщиками.
В 1253 году король Генрих III издал «Статут о еврействе», предписывающий всем евреям старше семи лет носить на одежде желтую звезду – за несколько столетий до германских нацистов. Впоследствии это требование стало обязательным для соблюдения в Англии.