Преследования евреев в средневековом Леоне были связаны с политикой объединения Испании

Ранее историки полагали, что испанская хроника, описывающая разрушение еврейского района на периферии Леона в конце XII века, содержит преувеличения или даже намеренное искажение фактов. Однако свежие археологические открытия указывают на то, что именно историки ошибались.

Традиционно еврейские погромы начинаются в критические для общества моменты. Так было в 38 году в Александрии, когда император Калигула урезал права греков, а те решили перерезать евреев — в связи с невозможностью отомстить римлянам.

В 1096 году произошла аналогичная ситуация: немецкие крестьяне, разорившиеся рыцари и нищие, неправильно поняв призыв папы Урбана II, организовали собственный крестовый поход, вместо направления в Святую землю они начали убивать евреев. Во время вспышек чумы представителей этого народа неизменно обвиняли в отравлении источников и распространении болезни.

Ранее, в XI веке, в Гранаде мусульмане неожиданно пришли к заключению, что причиной Реконкисты стали иудеи, и решили их уничтожить. В результате те, кому удалось спастись, искали убежище на севере — в христианских испанских королевствах. Там их приняли вполне благосклонно.

Еврейские общины играли значительную роль в экономической сфере, а порой и в политике различных королевств. Это делает запись в средневековой хронике об уничтожении еврейского квартала на окраине Леона в 1196 году особенно удивительной для историков.

Район Каструм Иудеорум был создан теми, кто пережил гранадскую резня. Два столетия там протекала спокойная жизнь. Согласно хроникам, леонский Каструм Иудеорум являлся одним из наиболее значимых еврейских кварталов своего времени в христианских королевствах. Находясь вблизи столицы, он имел важное стратегическое расположение, поскольку контролировал основной коммуникационный путь того времени — Путь паломников, ведущий в Сантьяго-де-Компостела.

В конце двенадцатого столетия антиеврейские волнения не были распространены на христианские территории Пиренейского полуострова. Они стали происходить лишь в начале четырнадцатого века. Однако, согласно хронике, король Кастилии Альфонсо VIII в 1196 году практически стер с лица земли леонский Castrum Iudeorum.

Историки сочли эту запись неправдоподобной, поскольку Альфонсо VIII за год до предполагаемого погрома потерпел серьезное поражение от мусульман в Битве при Аларкосе. Более семи тысяч из десяти тысяч его воинов погибли. По мнению историков, монарх не имел возможности оперативно сформировать новую армию.

По всей видимости, действительность оказалась иной, чем опасались историки. Археологи из Университета Леона (Испания) осуществили раскопки на территории, где располагалось Castrum Iudeorum. Там они обнаружили свидетельства крупномасштабного побоища: арбалетные болты, наконечники стрел и копий, обломки мечей. Квартал недолгое время находился в осаде, потом на его улицах началась бойня — фрагменты оружия равномерно распределены по территории.

Оружие, согласно типологической классификации, относят к XII веку. Это подтвердило достоверность хроники. Однако что побудило кастильского монарха посетить еврейский район Леона? Вероятно, причиной послужила необычная политика его предка.

Для современного человека история Испании IX-XII веков представляется весьма своеобразной. Несмотря на наличие общего врага, исповедующего другую веру, на юге и продолжающуюся Реконкисту, христианские королевства, казалось бы, должны были существовать в согласии, поскольку у них и так хватало противников. Однако на практике эти королевства вели себя как соперники, враждующие друг с другом.

В начале двенадцатого столетия небольшое графство Галисия неожиданно заявило о своей независимости, образовав королевство во главе с королем Альфонсо VII. Вследствие дворцовых заговоров он был отстранен от наследования престолов в самых влиятельных государствах Иберийского полуострова — Леоне и Кастилии. Однако формальные права, закрепленные документально, не смогли удержать молодого короля.

К 1135 году он покорил оба этих государства, получил выкуп за территории Арагона, захваченные его армией, получил вассальную клятву от королевы Португалии и стал самым могущественным правителем на территории Испании.

В знак подтверждения папский легат короновал его в соборе Леона, провозгласив императором всей Испании (Imperator totius Hispaniae). Альфонсо VII оказался последним правителем, удостоенным этого необычного титула.

Когда возник вопрос о порядке наследования трона, король, посвятивший всю свою жизнь объединению испанских королевств, принял решение о разделе этих владений. Он распорядился передать Леону одному из сыновей, Кастилии — другому, а остальные территории распределить между остальными наследниками.

Менее чем через четыре десятилетия после кончины последнего испанского императора, его внук, король Кастилии и Толедо Альфонсо VIII, стремясь объединить под своим правлением всю Испанию, выступил с армией против своего двоюродного брата, короля Леона и Галисии Альфонсо IX. Еврейский квартал на окраине Леона оказался случайной целью в конфликте между двумя христианскими государствами. Более того, по следам арбалетных болтов можно сделать вывод, что защиту квартала осуществляли не только его жители, но и войско леонского короля.