В тосканском горячем источнике археологам удалось найти около двадцати статуэток из бронзы. Ученые считают, что это открытие меняет наше представление о периоде смены этрусской цивилизации римской.

Термальный источник с купальнями, расположенными вокруг него, по сей день привлекает туристов в поселке Сан-Кашиано-деи-Баньо близ Сиены (Тоскана, Италия). Купальням уже более двух тысячелетий.
Археологи из Сиенского университета сообщилиВ одном из древних бассейнов у источника обнаружили 20 бронзовых скульптур и около пяти тысяч монет из золота, серебра и бронзы. Находки лежали на дне, присыпанные толстым слоем ила, что способствовало их отличному сохранению.

Бронзовые изделия представлены целыми фигурками людей, вероятно, олицетворяющими богов, и отдельными частями тел или органами, возможно, являвшимися вотивными дарами божествам с просьбой о помощи в исцелении с помощью термальных вод.
В скульптурах передана анатомия человека с такой точностью, как будто это рентгеновский снимок. Видны легкие, кишечник, уши и другие части тела, руки включительно. Все то, что могло бы спасти лечебные воды и божественное вмешательство.
Бронзовые статуи и монеты датируются периодом между II и I веками до нашей эры. Это крупнейшая коллекция подобных изделий того времени; прежде всего находили изделия из терракоты. Самая важная деталь — надписи на статуэтках. На скульптурах, в том числе изображении Аполлона и Гигиеи, есть этрусские и латинские надписи. Гигиея была древнегреческой богиней здоровья, а Аполлон не только покровительствовал искусству, но и считался символом мужской красоты и здоровья.
Между II и I веком до нашей эры в областях, которые сейчас являются итальянскими провинциями Тосканы, Умбрии и Лацио, происходили волнения. Для того чтобы разобраться в причинах этих событий, нужно обратиться к истории.

Много лет учёные не могли прийти к единому мнению относительно происхождения этрусков. Геродот в V веке до нашей эры утверждал их выход из Малой Азии. Тит Ливий полагал, что этруски пришли с северных склонов Альп. Здесь мы писали о том, что прав скорее Геродот.
Греция оказала огромное влияние на этрусскую цивилизацию: от пантеона до принципов организации городов. По утверждению Титу Ливия, первым этрусским царем Рима был грек: Лукумон женился на представительнице знатного этрусского рода. Карьера в Этрурии ему не светила из-за происхождения, поэтому жена посоветовала отправиться в Рим. Под именем Луция Тарквиния Приска этот грек основал династию римских царей, завершившуюся Тарквинием Гордым. После убийства последнего Рим стал республикой.
Рим быстро рос и расширял территорию за счет соседей — прежде всего этрусков. С севера галльские племена постоянно вторгались в Этрурию, завоевав даже часть её земель. Противостоять еще и Римской республике в такой ситуации оказалось невозможным, и она установила контроль над Этрурией.
В 265 году до нашей эры этруски восстали. Рим жестоко подавил восстание, к тому времени выиграв Первую Пуническую войну и полностью господствуя в Италии. Долгое время новых восстаний не было — вплоть до середины II века до нашей эры.
Возможно, этот период можно назвать последним расцветом национальной идентичности этрусков. Сто лет этруски мирно жили рядом с римлянами, которые в свою очередь перенимали этрусские традиции в искусстве, строительстве (знаменитые римские арочные сооружения) и даже в сакральных практиках.
Несколько городов выступило с восстанием. Между II и I веками до нашей эры на землях современной Тосканы и Умбрии неоднократно вспыхивали очаги гражданских войн. Но находка археологов из Сиенского университета свидетельствует: война — война, а молиться лучше сообща.
Появление статуй богов с надписями на латыни и этрусском языке в одном месте указывает на совместное проведение обрядов римлянами и этрусками. Это меняет представление о кончине этрусской культуры: ранее считалось, что завершилась она из-за гражданских войн, приведя к исчезновению культуры и ассимиляции Римом. Возможно, войны не сыграли решающей роли.