Археологические раскопки в тосканском термальном источнике привели к обнаружению двух десятков бронзовых статуэток. Специалисты полагают, что это открытие может существенно изменить представления об эволюции от этрусской цивилизации к римской.
Термальный источник и купальни, созданные вокруг него, по-прежнему являются популярной туристической достопримечательностью городка Сан-Кашиано-деи-Баньо, расположенного недалеко от Сиены в Тоскане (Италия). Возраст этих купален превышает две тысячи лет.
Археологи из Сиенского университета сообщили, в ходе исследований одного из древних бассейнов, расположенного рядом с источником, археологи обнаружили 20 бронзовых скульптур и около пяти тысяч монет, изготовленных из золота, серебра и бронзы. Все эти ценности лежали на дне и были сокрыты под значительным слоем ила, что обеспечило их превосходную сохранность.
Среди бронзовых изделий встречаются целые фигуры, напоминающие людей и, вероятно, изображающие богов. Другие предметы представляют собой отдельные части тела и органы, которые, возможно, служили вотивными подношениями, приносимыми богам с целью привлечения их помощи в лечебных процедурах с использованием термальных вод.
Ученые подчеркнули анатомическую достоверность скульптур, заявив: «Это можно сравнить с рентгеновским снимком, отображающим внутренние органы человека – от легких до кишечника. В них присутствуют уши и другие анатомические элементы, такие как руки. Таким образом, показано все, что могло бы спасти целебные воды и божественное вмешательство».
Изначально бронзовые статуи и монеты относили ко времени между II и I веками до нашей эры. Это самая масштабная коллекция изделий подобного типа, обнаруженная на сегодняшний день, поскольку ранее в основном находили терракотовые изделия. Наиболее значимой особенностью является наличие надписей на статуэтках. На скульптурах, в том числе на изображениях Аполлона и Гигиеи, присутствуют этрусские и латинские надписи. Гигиея являлась древнегреческой богиней, отвечавшей за здоровье, а Аполлон не только покровительствовал искусствам, но и считался символом мужской красоты и благополучия.
В промежуток времени между II и I веками до нашей эры на территориях современных итальянских провинций Тоскана, Умбрия и Лацио наблюдавалась нестабильная обстановка. Чтобы разобраться в причинах этого, необходимо обратиться к историческим данным.
На протяжении длительного периода времени ученые не могли прийти к общему мнению относительно происхождения этрусков. В V веке до нашей эры Геродот утверждал, что они переселились из Малой Азии. В свою очередь, Тит Ливий полагал, что их прародиной были северные предгорья Альп. Здесь мы писали о том, что прав скорее Геродот.
Греция оказала значительное воздействие на формирование этрусской цивилизации, включая её религиозные верования и подходы к организации городских центров. Согласно сведениям, представленным Титом Ливием, первым царем Рима, возможно, был грек: Лукумон, женившись на представительнице знатного этрусского рода, по совету жены отправился в Рим, поскольку его происхождение не позволяло ему сделать карьеру в Этрурии. Под именем Луция Тарквиния Приска он заложил основы династии римских царей, которая закончилась с правлением Тарквиния Гордого. После свержения последнего правителя Рим перешёл к республиканской форме правления.
Рим стремительно расширялся, присоединяя соседние земли, в первую очередь территории, принадлежавшие этрускам. Кроме того, с северной стороны этрусков постоянно беспокоили набеги галльских племен, которые даже смогли захватить и удержать часть их земель. В сложившихся обстоятельствах противостоять еще и Римской республике стало невозможным, и контроль над Этрурией перешел к ней.
В 265 году до нашей эры этруски организовали восстание, которое было беспощадно подавлено Римом. К тому моменту Рим одержал победу в Первой Пунической войне и установил свое полное господство на территории Италии. В течение продолжительного периода новых восстаний не наблюдалось — до середины II века до нашей эры.
Вероятно, этот этап можно охарактеризовать как заключительный прояв национальной самобытности этрусков. На протяжении столетия они относительно спокойно сосуществовали с римлянами. Римляне, в свою очередь, заимствовали этрусские обычаи в искусстве, архитектуре (в частности, известные римские арочные постройки) и религиозных практиках.
Затем вспыхнули восстания в ряде городов. В период между II и I веками до нашей эры на территориях, занимающих сейчас Тоскану и Умбрию, постоянно возникали центры гражданских конфликтов. Однако, раскопки, проведенные археологами из Сиенского университета, демонстрируют: даже в военное время совместная молитва была предпочтительнее.
Обнаружение статуй богов с подписями на латинском и этрусском языках в одном месте указывает на совместное проведение обрядов римлянами и этрусками. Это существенно корректирует представления о завершении истории этрусков. Ранее исследователи полагали, что причиной гибели этрусской культуры и её ассимиляции Римом стали гражданские войны. Однако, возможно, эти военные конфликты не имели к этому отношения.