В тосканском термальном источнике археологи обнаружили два десятка бронзовых статуэток. По мнению ученых, эта находка переписывает историю перехода от этрусской цивилизации к римской.
Термальный источник и обустроенные вокруг него купальни до сих пор остаются туристической достопримечательностью местечка Сан-Кашиано-деи-Баньо неподалеку от Сиены (Тоскана, Италия). И купальням этим больше двух тысяч лет.
Археологи из Сиенского университета сообщили, что нашли в одном из древних бассейнов рядом с источником 20 бронзовых скульптур и примерно пять тысяч монет из золота, серебра и бронзы. Все эти богатства находились на дне и были скрыты толстым слоем ила — благодаря чему прекрасно сохранились.
Некоторые из бронзовых изделий — целые человекоподобные фигуры, очевидно, изображающие богов, а другие — отдельные части тела и органы, которые могли быть принесены в качестве вотивных подношений богам для вмешательства в процесс лечения с помощью термальных вод.
Исследователи отметили анатомическую точность исполнения скульптур: «Это почти рентгеновский снимок внутренностей человека от легких до кишечника. Здесь есть уши и другие анатомические части, например руки. То есть все то, что могли бы спасти лечебные воды и вмешательство богов».
Предварительно бронзовые статуи и монеты датировали периодом между II и I веками до нашей эры. И это самая крупная коллекция подобных изделий того времени: в основном до этого находили изделия из терракоты. Самая важная деталь — надписи на статуэтках. На скульптурах, включая изображения Аполлона и Гигиеи, есть этрусские и латинские надписи. Гигиея была древнегреческой богиней здоровья, а Аполлон не только покровительствовал искусствам, но и считался символом мужской красоты и здоровья.
В указанный период — между II и I веками до нашей эры — на территории нынешних итальянских провинций Тоскана, Умбрия и Лацио было неспокойно. Чтобы понять почему, стоит взглянуть на историю вопроса.
Долгое время ученые не могли сойтись в едином мнении по поводу происхождения этрусков. Геродот в V веке до нашей эры утверждал, что они пришли из Малой Азии. Тит Ливий же считал, что они пришли с северных отрогов Альп. Здесь мы писали о том, что прав скорее Геродот.
Огромное влияние на развитие этрусской цивилизации оказала Греция — от пантеона до принципов образования городов. Любопытно, что первым этрусским царем Рима, если верить Титу Ливию, стал именно грек: Лукумон женился на знатной этрусской женщине, а так как в Этрурии ему карьера не светила (из-за неместного происхождения), жена уговорила его отправиться в Рим. Под именем Луция Тарквиния Приска этот грек основал династию римских царей, завершившуюся на Тарквинии Гордом. После убийства последнего Рим стал республикой.
Рим быстро развивался и увеличивал территорию за счет соседей — в первую очередь этрусков. К тому же с севера в Этрурию постоянно вторгались галльские племена, они даже безвозвратно завоевали часть ее земель. Противостоять еще и Римской республике в такой ситуации оказалось невозможно, и она поставила Этрурию под свой контроль.
В 265 году до нашей эры этруски подняли восстание. Оно было жестоко подавлено Римом, который к тому времени выиграл Первую Пуническую войну и полностью господствовал в Италии. Долгое время новых восстаний не было — вплоть до середины II века до нашей эры.
Наверное, этот период можно назвать последним всплеском национальной идентичности этрусков. Сто лет они вполне мирно жили рядом с римлянами. А те, в свою очередь, перенимали этрусские традиции в искусстве, строительстве (знаменитые римские арочные сооружения) и даже в сакральной деятельности.
Потом несколько городов подняли восстание. Между II и I веками до нашей эры на территориях современных Тосканы и Умбрии то и дело вспыхивали очаги гражданских войн. Но находка археологов из Сиенского университета показывает: война войной, а молиться лучше вместе.
Наличие в одном месте статуй богов, имеющих подписи и на латинском, и на этрусском, говорит о том, что римляне и этруски вместе совершали обряды. Это сильно меняет наше понимание того, как закончилась история этрусков. Раньше ученые считали, что именно последняя вспышка гражданских войн привела к полному исчезновению их культуры и ассимиляции Римом. Возможно, войны были ни при чем.