Ученые рассказали о странных ритуалах, которые проводили поклонники божественного карлика Беса.
Группа ученых из Италии и США провела анализ остатков содержимого древнеегипетской вазы из коллекции Музея искусств Тампы во Флориде (США). Это сосуд возрастом 2200 лет, то есть относится к эпохе Птолемеев.
Объект для исследования выбрали неслучайно: ваза выполнена в форме головы одного из самых загадочных божеств Древнего Египта — Беса. Результаты исследования изложены в статье, проходящей сейчас рецензирование в научном журнале. С ее текстом можно ознакомиться на сайте препринтов Research Square.
Исследователи древнеегипетской мифологии до сих пор спорят по поводу как божественного происхождения, так и общественных функций Беса (он же Бэс или Бесу). Даже не вполне понятно, египетское это божество либо его культ пришел из других мест.
Загадка Беса связана с тем, что нет (и, скорее всего, не было) ни одного посвященного ему храма или святилища. Но при этом есть масса его изображений. В отличие от привычных нам древнеегипетских богов, которых представляли в образах высоких стройных людей, Бес — карлик, причем довольно уродливый.
Но этот мелкий уродец не был злым божеством. Наоборот, он охранял людей (в особенности детей и матерей) от злых духов. В мифологии он присутствует как союзник других богов в их добрых делах, а также как защитник верховного бога Гора в пору его детства.
Бес был своего рода персональным защитником каждого человека. Археологи нашли амулеты, посуду, предметы быта с изображениями этого карлика. Его не самое привлекательное лицо вырезали на сосудах с косметическими маслами и красками. Видимо, женскую красоту он тоже защищал, несмотря на собственную внешность.
При этом на крупных барельефах он присутствует лишь как охранник юного Гора или спутник других богов — то есть совершенно не ясны детали обрядов, связанных с ним.
Египтологи считают, что расцвет культа Беса относится к эпохе Нового царства Древнего Египта (1550-1069 годы до нашей эры). Судя по датировке вазы из коллекции Музея искусств Тампы, в эллинистическом Египте карлика-защитника тоже чтили.
Авторы работы предположили, что египтяне использовали посуду с изображением Беса для проведения посвященных ему ритуалов — возможно, не массовых, а в домашнем кругу. И если из сосуда пили, то состав напитка очень важен.
Используя различные высокотехнологичные методы для идентификации смеси ингредиентов в остатках, исследователи определили ингредиенты, из которых почитатели Беса смешали свой коктейль. За вкусовые качества, очевидно, отвечали мед и фруктовые соки.
Ключевым ингредиентом же древнего снадобья было психоактивное (галлюциногенное) растение гармала обыкновенная (Peganum harmala), которую часто называют сирийской рутой. «Семена этого растения производят большое количество алкалоидов, которые вызывают видения, похожие на сон», — сказано в работе.
Но сирийская рута — не единственный галлюциноген в составе таинственного напитка. Еще в него входил нильский голубой лотос (Nimphaea nouchali var. Caerulea) — растение, которое в Египте считали священным и часто использовали в различных ритуалах. В нем также содержатся алкалоиды.
Помимо галлюциногенов, в смесь входили человеческие жидкости. Химический анализ показал, что они включали кровь, грудное молоко, слюну и то, что, по мнению исследователей, было вагинальными выделениями.
Авторы исследования приходят к выводу, что такой напиток едва ли могли употреблять во время домашних ритуалов. Скорее всего, существовало какое-то сообщество почитателей Беса, которые в своих мистериях и употребляли коктейли со столь странными ингредиентами.
«Эти результаты способствуют нашему пониманию древних систем верований, культурных практик и использования природных ресурсов, что в итоге расширяет наши знания о прошлых обществах и их связи с миром природы», — заключили ученые.