Армения: история, которую стоит вспомнить

История Армении имеет очень древние корни и тесно переплетена с историей всего Древнего мира. Однако, в то время как мы хорошо знаем историю Рима и Древней Греции, о событиях, происходивших в Античной Армении, расположенной на стыке западных и восточных цивилизаций, известно гораздо меньше. По различным причинам эта страна не получила должного внимания в учебных материалах и остается малоизвестной для тех, кто интересуется историей. Постараемся хотя бы немного внести ясность в эту ситуацию.

Все дороги идут через Армению

Армянское нагорье, расположенное в северной части Передней Азии, является одним из ключевых регионов, где зародилась человеческая цивилизация. Еще в глубокой древности на этой территории возникали первые поселения, а формирование армянского народа началось в конце II тысячелетия до нашей эры.

Отсутствие естественных границ делало территорию открытой не только для торговых путей, но и для армий, пришедших из разных уголков мира. Военно-стратегическая и торговая значимость региона служила причиной столкновений между державами Средиземноморья и Передней Азии. Армения с древности являлась полем для многочисленных войн, а ее жители – участниками этих конфликтов. Ассирийцы и мидяне, скифы и киммерийцы, парфяне, греки и римляне проходили по каменистым дорогам Армении.

Среди первых письменных свидетельств об Армении важное место занимает сообщение древнегреческого писателя, историка и военачальника Ксенофонта, жившего в V веке до нашей эры. Его основное произведение, «Анабасис», также известное как «Отступление десяти тысяч», оказало значительное воздействие на греческую и латинскую литературу. В нем повествуется об отступлении десяти тысяч греческих гоплитов-наемников из Месопотамии на север, к Черному морю, в период с 401 по 400 год до нашей эры, после поражения в битве при Кунаксе. Путь к морю пролегал через Армению.

Ксенофонт описывал ее как обширную и процветающую землю с развитым обществом, выраженной социальной структурой и системой самоуправления. Жители региона занимались выращиванием ячменя и винограда, из которого производили вино и изюм. Военачальник также отметил, что страна славится своими лошадьми, разводимыми для нужд персидской армии. Он также упоминает ее правителя, Ерванда I (Оронта) – основателя династии Ервандидов.

Ксенофонт пересекал земли Армении не как завоеватель, а благодаря стечению обстоятельств. Другие военачальники оказывались в этих краях с иными задачами. На протяжении всей древней истории Армянское государство постоянно боролось за свою независимость – против ближайших соседей и против многочисленных создателей империй, прибывавших с Запада и Востока. Армянский народ подвергался нападениям практически всех известных по истории завоевателей Античного мира и последующих эпох, однако не прекратил своего существования, сохранив при этом свою веру, язык и традиции. Прошлые захватчики канули в Лету, а Армения – сохранилась.

С начала времен

Археологические находки предоставляют более убедительные сведения, чем письменные источники. На территории Армянского нагорья найдены свидетельства существования древних культур, относящихся к VI тысячелетию до нашей эры. Результаты археологических раскопок свидетельствуют о том, что жители Армянского нагорья в давние времена освоили различные ремесла. Уже в V-IV тысячелетиях до нашей эры здесь умели выплавлять медь, а во II тысячелетии до нашей эры – железо. Согласно одной из версий, именно здесь была изобретена технология выплавки железа, что представляется вероятным, поскольку в Армении находятся месторождения металлов, широко использовавшихся в древности: железа, меди, свинца и олова.

Вблизи поселения Мецамор, что в Араратской долине, археологи обнаружили один из самых масштабных металлургических комплексов древнего мира, относящийся к периоду III-I тысячелетий до нашей эры. Здесь выплавляли олово и медь для производства бронзы, которая экспортировалась в Египет и Вавилон. Армения представляла собой ценного торгового партнера и военного союзника. В XVI-XV веках до нашей эры эти государства вели войны с Хеттской империей и стремились к союзу с Арменией, способной обеспечить их бронзой – важнейшим стратегическим ресурсом того времени, необходимым для изготовления оружия. В царских гробницах Мецамора найдены уникальные и ценные предметы, происходящие из Вавилона и Египта, что свидетельствует о широких торговых и культурных связях. В 1968 году в Мецаморе был открыт Историко-археологический музей, где собрано и сохраняется более 22 тысячи древних артефактов.

Во время раскопок в пещере Арени, расположенной в Вайоцдзорской области на юге Армении, была обнаружена самая древняя из известных обувных изделий, изготовленных из обработанной кожи. Исследователи из Оксфорда и Калифорнийского университета в Ирвине, используя метод радиоуглеродного анализа, определили возраст находки – 5,5 тысячи лет. Датировка, полученная таким образом, указывает на то, что ботинок относится к периоду между 3627 и 3377 годами до нашей эры. Это делает его на 400 лет старше Стоунхенджа и почти на тысячу лет старше пирамид Гизы в Египте.

В пещере были обнаружены остатки ячменя, пшеницы и абрикосов. Также здесь нашли древнейшие в мире помещения, использовавшиеся для производства и хранения вина, а также большое количество керамической посуды. Крупные сосуды, расположенные в глубине пещеры, служили для складирования продуктов питания.

В курганах, расположенных возле села Лчашен на берегу озера Севан, были найдены деревянные повозки с четырьмя и двумя колесами, а также боевые колесницы, относящиеся к III тысячелетию до нашей эры. Среди захоронений обнаружены украшения из золота, большое количество бронзовых изделий (фигурки животных и птиц, оружие, мечи с ножнами и боевые топоры), предметы домашнего обихода (серебряные чаши, зеркала, медный котел), деревянные изделия (ложки, миски, столики) и многое другое. Специалисты подчеркивают, что эти находки указывают на высокий уровень развития земледельческо-скотоводческих поселений в Севанском бассейне еще до эпохи урартского царства.

Урарту – страна каменных крепостей

В период с XIII по XII века до нашей эры в районе озера Ван сформировался союз племен Наири, который к IX веку до нашей эры лёг в основу государства Урарту. Это государство возникло для защиты от частых нападений ассирийцев с юга и в первой четверти I тысячелетия до нашей эры стало доминирующим среди государств Передней Азии. В первой половине VIII века до нашей эры Урарту одержал победу над своим давним противником – Ассирией, которую часто называют первой мировой империей в истории человечества.

Благодаря природным ресурсам Армянского нагорья возникли экономические условия, необходимые для создания государства, но возможность его основания появилась лишь в эпоху железа. Местное население смогло противостоять закаленной в боях с ассирийской армией лишь после разработки технологии выплавки и обработки железа. С железными орудиями стало проще обрабатывать камень, из которого начали строить многочисленные оборонительные крепости на Армянском нагорье – территории, не имеющей естественных препятствий.

Объединение племен и совершенствование техники возведения крепостей занимали многие поколения. Несмотря на то, что в прямых столкновениях урартская армия уступала ассирийской, возведенные урартами укрепления препятствовали глубокому вторжению ассирийских войск на территорию страны. Затруднял завоевателям, привыкшим к южному климату, и суровый зимний сезон. Поэтому наступательные действия могли проводиться лишь в летние месяцы, но теперь ассирийцам приходилось брать с собой громоздкие осадные машины, что увеличивало продолжительность военных походов.

Эребуни – одна из крепостей, возведенных в эпоху Урарту, положила начало современной столице Армении, Еревану. Царь Урарту Аргишти I (786-764 годы до нашей эры) построил ее в 782 году до нашей эры на холме Арин-Берд, недалеко от современного Еревана. Она служила важной точкой для урартского контроля над Араратской долиной.

В этот период Урарту достигло пика своего развития, и Аргишти I уделял особое внимание расширению территории государства и повышению уровня его экономического процветания. Урарты обладали передовыми технологиями искусственного орошения, и их применение в Араратской долине создавало прекрасные возможности для сельскохозяйственного производства. Благодаря каналам, построенным при Аргишти I, земли получили необходимое орошение. Плодородные земли долины стали давать обильные урожаи, для хранения которых в Эребуни были построены несколько крупных зернохранилищ.

Эребуни, основанный за 29 лет до Рима, включал в себя цитадель треугольной формы, размещенную на вершине холма, и городские районы, простиравшиеся у ее основания. Царский дворец, с которого открывался вид на гору Арарат, располагался на юго-западной стороне цитадели.

В эпоху правления Аргишти I Урарту достигло наивысшего могущества, став доминирующей державой Передней Азии. Урарты установили контроль над регионом вокруг озера Урмия и территориями Закавказья. Проводя политику расширения южных границ своего государства, они перекрыли торговые маршруты, связывающие Малую Азию с Ассирией, тем самым нанеся экономический ущерб своему давнему противнику и прервав поставки жизненно важных ресурсов – лошадей и железа.

Культурное влияние государства Урарту распространилось на страны Северной Передней Азии и Закавказья. Оно также служило связующим звеном между государствами Востока, народами Северного Кавказа и Причерноморья. Во время правления Аргишти I велась ожесточенная борьба с Ассирией вблизи северных границ, которая завершилась его победой.

В конце VII – начале VI веков до нашей эры произошла перемена в распределении сил в Передней Азии. Ассирия и Урарту оказались перед лицом новых врагов, которые в конечном итоге привели к гибели обоих государств. С севера против Урарту выступили скифы и киммерийцы, а с юго-востока – мидяне. Мидяне последовательно разрушили значительную часть урартских крепостей и покорили урартские территории. После их вторжения на Армянском нагорье наступил период затяжного культурного упадка. Урартские города пришли в упадок, а некоторые полностью прекратили свое существование.

В течение последующих столетий большая часть жителей Армянского нагорья была занята в основном сельским хозяйством. Наблюдается откат к укладу, основанному на общинах и племенах. Однако при этом поддерживаются в рабочем состоянии гидротехнические сооружения, построенные в период Урарту и необходимые для сельскохозяйственной деятельности.

От Мидии до Александра Македонского

В VI веке до нашей эры Армянское нагорье и территории, ранее принадлежавшие Урарту, были завоеваны Мидией – государством, где проживали ираноязычные племена. Мидяне, действуя совместно с вавилонянами, поделили земли Ассирийской державы. В результате Мидия достигла пика своего могущества в регионе, контролируя, помимо Армянского нагорья, всю территорию современного Ирана, Северную Месопотамию и восточную часть Малой Азии.

Приблизительно в 550 году до нашей эры персы, принадлежавшие к тому же роду, завоевали Мидию, их лидером был царь Кир II из династии Ахеменидов. Таким образом, Армения стала частью Персидской империи, которая охватила большинство государств Ближнего и Среднего Востока.

В результате персидского завоевания армянское население столкнулось с заметным влиянием иранской культуры. Именно в этот период среди армян начало распространяться зороастризм, сохранявшийся до принятия христианства.

К четвертому веку до нашей эры владения империи Ахеменидов охватывали огромную территорию: от реки Инд на востоке до Эгейского моря на западе, от верхнего течения Нила на юге и до Закавказья на севере. По оценкам, население империи колебалось от 25 до 50 миллионов человек, что составляло примерно половину всего населения Земли в период с V по IV века до нашей эры. Контроль над таким государством представлял собой серьезную задачу. Постоянно возникали восстания покоренных народов, стремящихся освободиться от персидского владычества.

После смерти Кира II на персидский трон вступил Дарий I, принадлежавший к младшей ветви Ахеменидов. Он начал свое правление с возвращения привилегий персидской знати, которые были отменены его предшественником. Этот шаг вызвал недовольство и волнения среди народов, находившихся под властью Персии. Первыми подняли восстание эламиты и вавилоняне. Мятеж распространился по всей стране и вскоре достиг Армении.

Первое упоминание Армении под собственным наименованием относится к периоду правления Дария I. На территории Мидии, завоеванной персами, по распоряжению царя в скале был высечен барельеф размером около семи метров в высоту и 22 метра в ширину. Он располагался на высоте 105 метров от дороги, которая соединяла первый мегаполис человечества – Вавилон – и мидийский город Экбатана.

Этот монументальный эпиграфический памятник древности, содержащий трехъязычный клинописный текст на древнеперсидском, эламском и аккадском языках (на котором говорили вавилоняне и ассирийцы), информировал путешественников о событиях, произошедших в 523-521 годах до нашей эры: о воцарении Дария и подавлении народных восстаний. В тексте Дарий обозначает Армению как Армину, а в вавилонской версии Бехистунской надписи она упоминается как Урарту – что позволяет предположить, что речь идет об одном и том же государстве.

Наскальная надпись в Бехистуне дошла до нас благодаря сохранившимся условиям. Спустя более двух с половиной тысячелетий, после завершения работы, древние мастера покинули место и намеренно уничтожили лестницу, чтобы предотвратить повторный доступ к памятнику.

Более двух столетий (550-330 годы до нашей эры) Армения была под контролем персидской империи. Поздние правители династии Ахеменидов проявляли незначительный интерес к внутренним делам Армении. Это позволило стране пережить период относительного спокойствия, что способствовало развитию торговли и сельского хозяйства: армянское население занималось земледелием и животноводством, создавало сады и виноградники, а для обработки земли использовали железные орудия. Особенно важную роль в хозяйстве играли скотоводство и коневодство. Часть налогов, взимаемых Ахеменидами, выплачивалась конями. Именно такую Армению и застал Ксенофонт, направлявшийся к Черному морю из Месопотамии.

Армения являлась одной из сатрапий, входящих в состав империи Ахеменидов. В этот исторический период страной управляла династия Ервандидов, основанная Ервандом I. Армянские всадники и воины составляли неотъемлемую часть персидской армии.

В ходе персидского похода Александра Македонского (334-331 годы до нашей эры) армянские войска, возглавляемые Ервандом II, оказали упорное сопротивление македонянам. Это позволило персидскому царю Дарию III отступить после битвы при Иссе и задержать крах империи Ахеменидов. Хотя после возвращения в Армению Ерванд II объявил себя царем, он оставался преданным Дарию до конца. Через два года он возглавил армянский отряд в составе персидской армии в битве при Гавгамелах, которая произошла в октябре 331 года до нашей эры, и там погиб.

В греческих одеяниях

Древнегреческий историк Полибий, составитель «Всеобщей истории», полагал, что именно «Анабасис» Ксенофонта побудил Александра Македонского к завоеванию Азии.

Победа при Гавгамелах позволила Александру нанести поражение царю Дарию III и присоединить Персию к своей империи. Македонский же не проходил через Армению: эта страна избежала военных действий и не была завоевана ни им, ни его наследниками. Несмотря на то, что номинально Армения была аннексирована македонянами, признали власть Александра лишь правители её южных регионов – и то без особого энтузиазма.

Смерть македонского царя в 323 году до нашей эры привела к распаду его владений на отдельные части, что позволило Армении обрести полную свободу, включая прекращение даже формального македонского влияния. Армения не была включена в список сатрапий, которые военачальники Александра Великого получили при разделе его империи. В течение последующих двадцати лет армянские земли впервые за длительный период, начиная с упадка Урарту, получили независимость.

С конца IV века до нашей эры на территории Армении начали формироваться независимые или полунезависимые государства. Западные земли, расположенные в верховьях рек Ликус, Галис и Евфрат, составляли Малую Армению. В период правления Александра Македонского и некоторое время после его смерти Малая Армения номинально находилась под контролем македонян, однако уже в 322–321 годах до нашей эры здесь образовалось самостоятельное царство. Обширные леса и плодотворные пастбища способствовали развитию овцеводства и коневодства. В числе ремесел наибольшего распространения получила обработка металлов. На севере Малая Армения имела общую границу с Понтом, на юге – с Сирией, на западе – с Каппадокией, а на востоке граница с Великой Арменией проходила по течению реки Евфрат.

Великая (Большая) Армения простиралась к востоку от истоков Евфрата, вдоль верхнего течения Тигра и на обширных территориях вокруг озера Ван. Эта область занимала основную часть древнего царства Урарту – центральную зону Армянского нагорья. К северо-востоку от Великой Армении, в долине реки Аракс, располагалось Айраратское царство, столица которого находилась в городе Армавир, построенном на месте урартского Аргиштихинили.

Между Евфратом и плодородной равниной Мелитена, в юго-западной части, располагались Софена и Коммагена. Софена находилась вблизи ключевых торговых маршрутов и славилась своими богатыми землями, что создавало благоприятные условия для виноградарства. В Софене денежная система и местная чеканка монет появились раньше, чем на других армянских территориях. Софена и Коммагена нередко выполняли роль государства-посредника между Парфией и Арменией, а также между Сирией и Римом.

После завоеваний Александра Македонского и последовавшего за ними распада его государства, в IV веке до нашей эры для Древней Армении началась новая историческая фаза, связанная с эллинизмом. В III-I веках до нашей эры армянская культура испытала значительные изменения. Если в предшествующий период, будучи зависимой от Ахеменидов, Армения испытывала воздействие персидской культуры, то с распространением эллинистических идей она оказалась под влиянием западной, греческой культуры.

Даже в эпоху эллинизма Армения, как и на протяжении всей своей истории, продолжала беречь свою самобытность и традиции. Внешние влияния лишь способствовали ее адаптации к современности и обогащению мировой культуры. Армянские царства, сохраняя свою идентичность, будто бы приняли греческие элементы, что позволяло им органично вписываться в эллинистический мир и играть в нем значительную роль, способствуя сближению Запада и Востока.

Армянский Карфаген

Нежелание армянских государств к объединению стало причиной их постепенного подчинения власти Селевкидов, которые были наследниками империи Александра Македонского. Благодаря соглашению с другими военачальниками, телохранитель царя и его полководец Селевк I получил вавилонскую сатрапию в Персии, а впоследствии, после ряда военных конфликтов, взял под свой контроль значительную часть территорий, ранее принадлежавших империи Александра Македонского.

Вскоре в мире возникла новая держава, и ее мощные легионы оказали влияние даже на Переднюю Азию. В 190 году до нашей эры римские войска нанесли поражение армии царя Антиоха III в битве при Магнесии (Малая Азия), что привело к краху Селевкидской империи. Ослабление Селевкидов позволило правителям Великой Армении и Софены провозгласить себя царями, тем самым восстановив независимость Армении.

Царь Великой Армении Арташес I (189-160 годы до нашей эры) не только восстановил независимость этих территорий, но и предпринял множество военных походов, объединив под своим управлением практически все земли, где проживали армяне, за исключением Софены и Малой Армении. Арташес I провел административные и земельные реформы, четко разделив частные и общинные земельные участки, установил пограничные камни с надписями, стимулировал развитие ремесел и сельского хозяйства, оказывал поддержку торговле, строил дороги и основывал города. Согласно сведениям древнегреческого историка и географа Страбона, при правлении Арташеса в Армении не осталось необработанных земель. Армения продолжает играть важную роль в международных отношениях и поддерживает взаимодействие со многими государствами.

После побега из Карфагена один из выдающихся военачальников древности, Ганнибал, поступил на службу к Антиоху III, однако после пережитого поражения поспешил в Армению, которая недавно обрела независимость от Селевкидов. Пока римские войска находились в Малой Азии, Ганнибал находился в Армении, находясь таким образом за пределами римского влияния.

Он принимал участие в организации подготовки вооружённых сил Армении и возведении в Араратской долине новой столицы – Арташата. Существовавшая ранее столица, Армавир, больше не отвечала потребностям развивающегося и укрепляющегося государства.

Основанный в 166 году до нашей эры на берегу реки Аракс, у подножья горы Арарат, в месте пересечения ключевых торговых маршрутов эпохи, включая Великий шелковый путь, связывавший Китай с Европой, город Арташат задумывался как центр новой державы, поражающей своей красотой и великолепием.

По словам Плутарха, Ганнибал выбрал для строительства город живописное и удачно расположенное место, хотя оно и находилось в запустении. Он разработал предварительный план будущего города и, представив его Арташесу, убедил царя начать застройку. Арташес был удовлетворен и попросил Ганнибала лично руководить строительными работами. Благодаря своему расположению на пути к портам Черного моря, Арташат превратился в значимый политический и торговый центр, специализирующийся на ремеслах и торговле. Упоминание Ганнибала привело к тому, что античные авторы стали называть Арташат армянским Карфагеном.

Весной 146 года до нашей эры римлянами будет полностью разрушен Карфаген, родина Ганнибала, после их победы в Третьей Пунической войне. Вскоре римские войска достигнут и армянского Карфагена.

Империя от Египта до Кавказа

Расцвет Древней Армении приурочен к периоду правления Тиграна II Великого (140-55 годы до нашей эры), внука Арташеса I и четвертого царя из династии Арташесидов. Этот правитель вошел в исторические анналы как энергичный лидер, одаренный военачальник и дипломат. В первую очередь Тигран II предпринял усилия для завершения объединения армянских территорий, что было инициировано еще его дедом.

В 94 году до нашей эры Софена была присоединена к Великой Армении Тиграном II. Другое армянское царство, известное как Малая Армения, находилось под контролем понтийского царя Митридата VI Евпатора. Однако он предложил Тиграну заключить союз против соседних государств, на что армянский правитель дал согласие. Этот союз был оформлен браком Тиграна II и дочери Митридата, Клеопатры, что в дальнейшем могло привести к объединению двух государств. Следовательно, Малая Армения осталась под властью Митридата, но в обмен на это понтийский царь оказал поддержку Тиграну в завоевании римских территорий на побережье Средиземного моря. Впоследствии этот союз сыграет трагическую роль в судьбе Великой Армении.

В период правления Тиграна Великого Армения охватила наибольшую в своей истории территорию, простиравшуюся от Иудеи и Сирии до Грузии и Кавказской Албании (современные территории Азербайджана). Мощная империя располагалась от Средиземного моря на западе до Каспийского на востоке, от областей между реками Тигр и Евфрат на юге до подножий Большого Кавказа на севере. К I веку до нашей эры держава, созданная Тиграном II Великим, приблизилась к границам Египта. Римский историк Саллюстий сообщает о значительном количестве армян, проживавших на берегах Нила.

В 77 году до нашей эры, вблизи озера Ван, Тигран II заложил основу новой столицы своего государства – Тигранакерт. Современные античные историки повествуют о стенах впечатляющего города, достигавших 25 метров в высоту. В их массивной структуре находились конюшни, роскошные дворцы и общественные постройки, а также городской театр и царский загородный парк.

Новая столица должна была стать одним из ключевых культурных центров Востока, а также центром науки, литературы и искусства. Жителей других эллинистических городов Малой Азии и Сирии Тигран перевёл в свою столицу.

К концу 80-х годов до нашей эры, во главе с царём Тиграном II Великим, Армянская империя обрела статус одной из ведущих мировых держав и стала гегемоном в Передней Азии. Армения осуществляла контроль над ключевыми торговыми маршрутами, связывающими Индию и Китай с Европой. В эпоху правления Тиграна II наблюдался значительный рост как внутренней, так и внешней торговли, и для стимулирования её развития правитель начал чеканить собственные монеты.

Одновременно Тигран в своей политике был вынужден учитывать позицию соседних государств, интересы которых неизбежно затрагивались при его стремлении к расширению территории. Прежде всего, это были Рим и Парфянское царство – некогда зависимое от Селевкидов, но ставшее могущественным и увеличившее свои владения после ослабления государства Селевкидов. Парфянское царство охватывало земли от Вавилонии через Иран до долины Инда.

Прежде всего, утвердившись в качестве доминирующей силы в Передней Азии, Тигран стал серьёзной угрозой для Рима. Хотя, судя по всему, он стремился избегать столкновения с римлянами, его тестю, понтийскому царю Митридату VI, удалось вовлечь Армению в конфликт с Римом. После поражения в 70 году до нашей эры он бежал в Армению – к своему зятю, Тиграну Великому. Когда послы римского полководца Лукулла, прибывшие за Митридатом, потребовали его выдачи, Тигран отказал им, предупредив об ответных действиях с применением силы.

Тиграму потребовались значительные усилия, чтобы добиться отъезда Лукулла из Армении. Однако Рим последовательно направлял в Армению еще четырех военачальников: Фанния, Фабия, Сорната и Триария. Все они потерпели сокрушительное поражение. В результате римский сенат направил на восток одного из самых видных римских военачальников и политиков того времени – Помпея.

Помпей завоевал Понтийское царство, заключил союз с Парфией, направленный против Армении, и вторгся на армянскую территорию. В 66 году до нашей эры он подошёл к Арташату. Оказавшись между двумя противниками, Тигран выбрал наименее невыгодный вариант. Между ним и Помпеем был заключен мирный договор, согласно которому Армения отказалась в пользу Рима от всех завоеванных территорий и выплатила значительную контрибуцию. В обмен на это царь сохранил свой трон в собственно Армении, в своих традиционных владениях. Страна была объявлена «другом и союзником римского народа». Арташатский договор 66 года до нашей эры ознаменовал начало процесса включения Армении в зону влияния Рима.

Между Римом и Парфией

В период правления Артавазда II (55-34 годы до нашей эры), сына и наследника Тиграна Великого, Армения все еще являлась влиятельным государством. Однако ее местоположение между двумя честолюбивыми и могущественными державами – Римом и Парфией – создавало серьезные трудности. Артавазд II, проводивший преимущественно политику нейтралитета, воспользовался поражением римлян при Каррах от парфян в 53 году до нашей эры, чтобы расширить границы Армении на западе за счет территорий, находившихся под римским контролем.

Примерно через двадцать лет, в 36-34 годах до нашей эры, римский военачальник Марк Антоний предпринял новую военную кампанию против Парфии и Армении, заручившись поддержкой египетской царицы Клеопатры. С помощью хитрости Антонию удалось завлечь Артавазда в свой лагерь под предлогом переговоров и взять его в плен. Город Арташат был взят и подвергнут грабежу. Артавазд, оказавшийся в золотых цепях, был вывезен вместе со своей семьей в Египет и передан в дар Клеопатре.

Римского полководца армянский царь встретил торжественным парадом, а через три года был казнен в Александрии по просьбе Клеопатры – по официальной версии, из-за того, что Тигран Великий проявил насилие в отношении одного из ее сородичей.

В честь победы над Арменией Марк Антоний распорядился отчеканить золотые и серебряные монеты. На лицевой стороне находилось его изображение и армянская корона. По окружности была размещена надпись: «Антоний. Побежденная Армения». На оборотной стороне монеты было указано: «Царице цариц – Клеопатре».

В 30 году до нашей эры, благодаря поддержке Парфии, армянским царем становится сын Артавазда – Арташес II (30-20 годы до нашей эры). Он отомстил за казнь отца, одержав победу над римскими отрядами, которые ранее были размещены в Армении. За время своего недолгого правления Арташес укрепил страну, реализуя продуманную внешнюю и внутреннюю политику. Впоследствии он стал жертвой заговора. Это событие ознаменовало начало упадка древнеармянского государства, основанного династией Арташесидов.

После этого наступил период, длящийся более полувека, когда Рим и Парфия соперничали за контроль над Арменией. Каждая из империй стремилась добиться восшествия на армянский трон своего подопечного.

Военная кампания Нерона

В период правления императора Октавиана Августа Армения, несомненно, оказалась под римским влиянием. Процесс романизации Армении значительно ускорился и сопровождался последовательностью римских кандидатов на армянском троне, многочисленными заговорами и вторжениями иностранных армий. Однако в 52-53 годах парфянам удалось посадить на престол своего кандидата – Трдата I.

В этот период власть над Римской империей переходит к Нерону. Молодой император принимает решение о наказании непокорного противника. Единственной значительной военной кампанией за пределами империи при Нероне стала новая Римско-парфянская война. Она началась с быстрого триумфа римских сил под командованием выдающегося военачальника Гнея Домиция Корбулона.

Благодаря решительным действиям ему удалось разделить войска, поддерживавшие Трдата, захватить оба армянских центра – Тигранакерт и Арташат (город Арташат был уничтожен захватчиками) и посадить на армянский трон римского подконтрольного правителя, после чего он покинул страну. Однако спустя несколько лет парфяне, ранее отвлекавшиеся на подавление внутренних волнений в Парфии, вновь обратили свой взор на Армению и, после череды безуспешных походов, одержали значительную победу над римлянами в сражении при Рандее.

Конфликт вокруг Армении достиг стадии взаимного тупика, что вынудило стороны пойти на компромисс. В соответствии с мирным соглашением, армянскую территорию должны были покинуть войска Рима и Парфии, римские фортификационные сооружения на Евфрате подлежали разрушению, а границы Армянского государства были полностью восстановлены. Рим признавал Трдата царем Армении, но с обязательством подчинения Риму. Трдат отправился в Рим, где в 66 году был торжественно коронован императором Нероном. Нерон, полагая, что должен восстановить Арташат, в качестве возмещения передал Трдату существенную денежную сумму и направил мастеров для восстановления города. После этого восстановленный Арташат стал именоваться Неронией.

Начиная с этого момента, Армения становится территорией, расположенной между Римом и Парфией, находящейся под контролем армянской ветви династии Аршакидов. Возрождение иранских традиций и убеждений во времена правления Тиридата, убежденного приверженца зороастризма, ослабило процесс романизации, который был очевиден в Армении в предыдущий век.

Спасение в христианстве

В середине III века нашей эры Армения столкнулась с опустошительными набегами со стороны Сасанидов – нового врага, пришедшего из Персии. Сасанидская Персия, возникшая на месте павшей парфянской державы на территории современных Ирака и Ирана, унаследовала все ее стремления к господству. Армения вновь оказалась втянутой в конфликт между Римом и Персией.

В 298 году в городе Нисибин (Месопотамия) был заключен мирный договор между Римской и Персидской империями. Согласно этому соглашению, контроль над Арменией, Месопотамией и прилегающими территориями в верховьях Тигра перешел к римлянам. Римские власти также посадили на армянский престол Трдата III, назначенного ими. Таким образом, если ко второй половине III века Армения фактически находилась под политическим влиянием Рима, то после подписания Нисибисского мирного договора она была официально, юридически, включена в сферу интересов Римской империи.

Одновременно страна была опустошена войной. Армянская знать была раздроблена: некоторая часть придерживалась проримских взглядов, другая – ориентировалась на Персию. У каждой из этих групп были свои аргументы в поддержку либо римской, либо персидской политики. Стало ясно, что в таком положении Армения не сможет существовать вечно. В конечном итоге один из соседей неизбежно включил бы ее в свои владения: либо Рим, либо Сасанидская Персия. В первом случае исповедовались традиционные языческие верования греко-римского образца, во втором – зороастризм, являвшийся наиболее распространенной и влиятельной религией в данном регионе.

Изначально подчинение Риму могло привести лишь к утрате государственности. Однако подчинение персам представляло для армянской общины опасность быстрой и необратимой ассимиляции, что, в свою очередь, грозило их исчезновением. Армянские верования, хотя и не повторяли персидский зороастризм, имели с ним немало схожих черт.

К этому времени, во II-III веках нашей эры, христианство получило широкое распространение в областях, граничащих с Арменией. Армению связывали культурные и торговые отношения с древними очагами христианства – Антиохией и Эдессой. К моменту окончания III века христианские общины были распространены по всей стране, хотя первые последователи христианства появились в Армении ещё в I веке нашей эры. К этому времени их число значительно возросло, и новая вера находила поддержку среди различных групп армянского населения. Даже сестра царя, хотя и не была христианкой, проявляла к ним благосклонность.

Подобная ситуация побудила Трдата III к изменению государственной религии. В 301 году он объявил христианство государственной религией, тем самым Армения стала первым христианским государством на планете. Это завершило процесс иранизации армянской культуры и устранило опасность ассимиляции армян зороастрийской Персией.

К концу столетия Армению постигла новая беда. В 387 году её территория была разделена между двумя могущественными государствами – Римской империей и Персией. Западная Армения перешла под контроль Рима, восточная – Персии, и в обеих областях были установлены вассальные царские династии. Армянский народ вновь столкнулся с опасностью утраты своей самобытности и исчезновения с исторической арены.

Для поддержания национального единства и укрепления веры важным событием стало создание армянским монахом и ученым Месропом Маштоцем в 406 году современного армянского алфавита. Существует дискуссия среди историков о том, разработал он алфавит самостоятельно или адаптировал утраченные древние армянские письмена. Маштоц организовал образовательные учреждения по всей Армении, занимался переводом Библии и распространял христианство.

В связи с ослаблением армянского государства и его последующим крахом, эти действия дали возможность народу сохранить преемственность с древних времен и успешно противостоять вызовам новых исторических эпох – Средневековья и Нового времени, когда армян ждали еще более сложные периоды и новые испытания.