Украшение полов роскошной виллы жителя Галикарнаса — подтверждение того, что Малая Азия была вполне экономически успешна в период поздней Античности.
Город Галикарнас (современный Бодрум) на средиземноморском побережье Малой Азии основан греками в VIII веке до нашей эры. А в середине IV века до нашей эры там построили гробницу сатрапа Мавсола, которая стала одним из семи античных чудес света. Кстати, слово «мавзолей» сначала относилось только к этому памятнику архитектуры, лишь после стало нарицательным и вошло во многие языки.
Это время считают золотым веком Галикарнаса, за которым последовал период, отмеченный культурным, экономическим и политическим упадком. Основная причина связана с разграблением города Александром Македонским во время его завоевания персидского царства.
Однако сейчас появились веские археологические доказательства того, что в городе наблюдался подъем экономической активности в период поздней Античности. И, возможно, речь идет о еще одном золотом веке в истории древнего Галикарнаса.
Международная группа ученых под руководством Кааре Лунда Расмуссена (Kaare Lund Rasmussen) из Университета Южной Дании провела исследование фрагментов мозаики богатой виллы, построенной в Галикарнасе примерно в середине V нашей эры. Результаты представлены в статье, опубликованной в журнале Heritage Science.
Сейчас на руинах Галикарнаса расположен турецкий город-курорт Бодрум, что сильно осложняет работу археологов. Однако еще в конце XIX века они раскопали крупное домовладение, состоящее из ряда построек и двух внутренних дворов. Многочисленные комнаты были украшены мозаичными полами. Помимо геометрических узоров, на них были изображены различные мифологические фигуры и сцены из греческой мифологии: например, похищение Европы Зевсом или рождение Афродиты из морской пены. На тех же мозаиках показаны сцены из сочинений Вергилия. Благодаря надписям стало известно, что владельца виллы звали Харидемосом.
Середина V века — это закат Рима, Античности и так называемое ранневизантийское время. Мозаичный пол в тот период был предметом роскоши: дорогое сырье — в первую очередь мрамор разных цветов — приходилось доставлять из отдаленных карьеров. Керамику и стекло в основном тоже импортировали из других провинций.
Исследователи изучили 19 тессер из мозаики на полу виллы. Тессерами называют плитки, которые обычно имеют форму кубиков и из которых собирают мозаичный рисунок. Семь тессер были из стекла разных цветов: фиолетового, желтого, красного и темно-красного.
С помощью метода масс-спектрометрии ученые смогли отличить стекло, привезенное из Египта, от стекла, изготовленного на Ближнем Востоке, а также определили, какие элементы древние мастера добавили для окраски материала тессер.
Кроме того, выяснилось, что шесть из семи стеклянных тессер сделаны из ранее использованных стеклянных предметов — то есть речь идет о переработке отходов. Вообще, в Римской империи с рециклингом, который с переменным успехом пытаются наладить наши современники, все было хорошо. Осколки разбитого стеклянного изделия не выбрасывали, а сдавали в специальные пункты приема.
Как правило, такие пункты находились рядом со стекольным производством: осколки переплавляли и получали новое изделие. Цветное стекло пользовалось чрезвычайной популярностью, пигментов в распоряжении стеклодувов было немало. И часто переработанное стекло окрашивали в другой цвет. Изделия из вторсырья стоили дешевле «первородных» и были доступны небогатым людям.
Может показаться странным, что для украшения виллы богатого византийца использовали вторсырье. Но, на самом деле, ничего удивительного тут нет. Свое стекольное производство в Анатолии было довольно ограниченным, поскольку для него требовалось импортное сырье.
По мере ослабления могущества Римской империи торговые пути оказались закрыты или перенаправлены, что, вероятно, привело к нехватке товаров во многих местах — в том числе сырья для производства стекла в Анатолии. Конечно, трудно делать выводы на основе всего семи стеклянных мозаичных тессер, но новые результаты хорошо вписываются в картину Галикарнаса в поздней Античности.
Несмотря на изготовление мозаики из вторсырья, сам факт ее наличия, как и размах виллы Харидемоса, убедительно свидетельствует о неплохом, по меркам поздней Античности, экономическом состоянии этого города. Здесь стоит помнить, что в Византии в то время экономическая активность испытывала серьезнейший спад, и это ударило по ремеслам.