Как возникли образы Деда Мороза, Снегурочки и новогодней елки, которые мы видим каждый год? Какая связь между ними и персонажами Морозко, Николаем Угодником, Санта-Клаусом и Морозом Ивановичем
В Финляндии его знают как Йоулупукки, в Азербайджане — Шахта? Баба?, в Китае — Шэнь Дань Лаожэнь, в Казахстане — Аяз-Ата, в Белоруссии — Зюзя, а в Болгарии — Дядо Мраз.
Во многих культурах образ волшебника, символизирующего Новый год (в христианских традициях – Рождество), очень распространен. Но кто же этот сказочный дед и как он возник? Мы расскажем о том, как формировался его облик в России.
Имя: Дед Мороз
Толкование имени: зимний персонаж, олицетворяющий холод
Происхождение: восточнославянский вариант рождественского дарителя
Место жительства:
— конец 1980-х — г. Архангельск
— 1995-1998 гг. — Лапландский заповедник
— 1998 — настоящее время — Великий Устюг (в 2012 году — также Северный полюс)
Основной род занятий: разносить подарки детям; радовать и веселить
Форма одежды: голубая, синяя, красная или белая шуба, длинная белая борода, посох, валенки
Родственники: внучка Снегурочка
Фактически, нынешний образ Деда Мороза представляет собой переплетение легенд, мифов и верований, сложившихся в разные эпохи и у различных народов.
Славянская мифология
У восточных славян, составлявших основу населения Древней Руси, мороз, как природное явление, имел сакральное значение и почитался с древнейших времен. В представлениях славян, это был либо очень невысокий, либо, напротив, высокий седовласый старик с длинной бородой. Некоторые исследователи полагают, что, согласно поверьям, он мог появляться и бежать по полям, вызывая трескучие морозы.
Морозу, известному также как Студенец, Снеговей, Зимник и Трескун, оказывали почести: в Святки и Чистый четверг соблюдали обычай «кликанья мороза», согласно которому Деда приглашали на угощение блинами и кутьей, которые оставляли на окне или крыльце.
Кутья – традиционное поминальное блюдо у славян, и, возможно, блины также имеют отношение к поминкам, поскольку они считаются ритуальной пищей. Таким образом, Мороз – персонаж, к сожалению, ассоциирующийся с духами ушедших предков.
Для славянских земледельцев обильный урожай считался результатом суровой, снежной и морозной зимы, что объясняет почитание Мороза.
Образ Мороза отчетливо заметен в русских народных пословицах, поговорках и сказках. Всем знакома сказка «Морозко», которая, несмотря на позднее происхождение, сохраняет следы старины, где Мороз предстает строгим и суровым персонажем. В тексте сказки, с одной стороны, Морозко, безусловно, награждает падчерицу золотом за «хорошее» поведение, но с другой – смертельно замораживает дочь мачехи, по сути, за обычную лень.
— Изначально Дед Мороз был довольно неприятным персонажем, — сообщила в 2004 году газете «Комсомольская правда» известный филолог, фольклорист и эксперт по истории советского Деда Мороза Светлана Адоньева. — Морозко в народных представлениях являлся старцем, который с помощью своего посоха контролировал смерть всего живого. По легендам, в зимние солнцестояния этого дедушку необходимо было умилостивить. Его ублажали… юной девственницей, которую привязывали к дереву и оставляли на морозе. Если она замерзала в течение дня, это означало, что жертва принята. И изначально мешок Деда Мороза предназначался для сбора даров. Посохом своим неприятный старик наказывал непослушных детей или пугал их страшными сказками. Лишь к началу XX века дед окончательно стал добрым благодаря известной детской песенке про елочку, написанной поэтессой Раисой Кудашевой в 1903 году… Согласно преданиям, Дед Мороз был женат на Весне. Но об этом давно уже никто не вспоминает. И это правильно: иначе пришлось бы отвечать на неудобные вопросы, например, где супруга, почему они не вместе?.. Ответ на этот вопрос, вероятно, был утрачен в глубине веков.
Царская Россия
Первым литературно оформил фольклорный образ Мороза писатель Федор Одоевский в сказке «Мороз Иванович», которая стала частью сборника «Сказки дедушки Иринея», увидевшего свет в 1840 году. Мороз Иванович, представленный в этом произведении, еще не является тем героем, к которому мы привыкли на новогодних утренниках. События сказки разворачиваются не в новогоднюю или рождественскую пору, а весной, и Мороз Иванович обитает в ледяной стране, попасть в которую можно лишь через колодец. К детям он не навещает их – дети сами отправляются к нему, и он не делает подарков. Однако, он может вознаградить за хорошо выполненную работу, и этим все ограничивается. Благодаря Одоевскому, Мороз Иванович предстает перед нами уже не в роли злобного старика, а как довольно миролюбивый и даже справедливый дед: вместо того, чтобы заморозить ленивую дочку Мачехи, он лишь дарит ей ожерелье из сосулек.
Долгое время Мороз Иванович и ёлка не ассоциировались с Новым годом. Однако во второй половине XIX века можно увидеть первые попытки сформировать образ некоего «рождественского деда», который, подобно Святому Николаю (Николаю Угоднику, Николаю Чудотворцу), дарил бы детям подарки – прообразу Санта-Клауса в англоязычных странах. Однако образ Святого Николая не прижился в России, сохранилась лишь традиция дарить детям подарки на Рождество (ранее в первый день Нового года родители сами дарили детям подарки).
По мнению доктора филологических наук Елены Душечкиной, изложенной в ее работе «Русская елка: история, мифология, литература», взаимодействие с европейской культурой и формирование уникальной русской «елочной» мифологии привели к изменениям в представлении о дарителе подарков во многих российских семьях. Детям стали рассказывать о старике, имя которого варьировалось, но никогда не совпадало с именем святого Николая. Влияние европейской культуры и распространение рождественских открыток, изначально производившихся за границей, способствовали быстрому принятию мифа о новом дарителе, поскольку в России уже существовала благоприятная почва для его развития. Имя Санта-Клауса не стало популярным в России, так как при создании нового, адаптированного к русской культуре елочного мифа, дарителю требовалось русское имя».
Советский период
К началу XX века в нашей стране уже формировался узнаваемый образ Деда Мороза, однако он еще не был окончательно сформирован. После революции Дед Мороз и Снегурочка были объявлены «врагами народа», а Рождество и новогодняя ель столкнулись с преследованиями со стороны советской власти. Их решительное подавление произошло в 1929 году. Рождество было официально объявлено рабочим днем, а для контроля за соблюдением запрета по дворам совершали обходы специальные отряды, проверяя, не празднуют ли кто-то.
Скоро будет Рождество –
Гадкий праздник буржуазный,
Связан испокон веков
С ним обычай безобразный:
В лес придет капиталист,
Косный, верный предрассудку,
Елку срубит топором,
Отпустивши злую шутку.
Агитстишок начала 1930-х годов
К счастью, уже в конце 1935 года советские власти проявили дальновидность и восстановили давно забытый детский праздник, а наряду с ним и традицию Деда Мороза (о праздновании Рождества при этом не упоминалось).
Советский кинематограф также оказал значительное влияние на формирование современного образа Деда Мороза. В 1965 году на экраны вышла фильм-сказка «Морозко», а в 1968-м – «Снегурочка». В 1971 году роль Деда Мороза исполнил воспитатель Трошкин в фильме «Джентльмены удачи», в 1975-м появились «Новогодние приключения Маши и Вити», а в 1982-м в костюм Деда Мороза облачился Киврин из кинофильма «Чародеи».
По мнению Светланы Адоньевой, общепринятые представления о Деде Морозе и Снегурочке как о неотъемлемых участниках новогодних торжеств в основном сложились в период существования СССР, в 1930-х годах, когда после временного запрета елку и Деда Мороза вернули к празднованию. Елена Душечкина, поддерживая эту точку зрения, подчеркивает, что на формирование образа Деда Мороза оказали влияние и древние мифы, о чем говорилось ранее.
По мнению Светланы Адоньевой, образ внучки Снегурочки сформировался только в 1873 году, когда пьеса Александра Островского «Снегурочка» представила Деда Мороза с молодой помощницей. В пьесе это дочь Деда Мороза, которую впоследствии писатели и поэты по непонятной причине начали изображать внучкой (возможно, принимая во внимание преклонный возраст старика). Хотя невинный образ, как известно, встречается и в мифологии древних славян, однако народный фольклор склонен объединять различные понятия в единую картину.