Ученые сообщают о находке давно утраченного китобойного судна у берегов Патагонии. Оно было построено в середине XIX века в Новой Англии.

Примерно пятнадцать лет назад морские археологи из Национального института антропологии и латиноамериканских исследований Аргентины нашли на берегу залива Гольфо-Нуэво остатки деревянного судна. Залив расположен в Патагонии, в не самых пригодных для жизни местах. До 1865 года на его берегах никто не жил — лишь изредка туда заходили китобойные суда, так как это одна из немногих удобных естественных гаваней на юге континента.
В начале XXI века из-под воды в приливной зоне близ Пуэрто-Мадрин поднялись фрагменты старого деревянного корабля, вызванные перемещением отложений во время прилива и отлива.

От судна сохранились лишь фрагменты шпангоутов и обшивки корпуса. Археолог Кристиан Мюррей установил, что корабль был построен в XIX веке, преимущественно из дуба и сосны с территории Северного полушария. Однако происхождение конкретных пород деревьев — европейских или североамериканских — выяснить не удалось.
Рядом со затонувшим судном обнаружили два железных котла и остатки кирпичей. Это навело на мысль о том, что на судне варили китовый жир (ворвань), вследствие чего, предположительно, это был китобой. Поиск в реестрах морского страхования Ллойда показал, что в указанный период у берегов Аргентины пропало китобойное судно «Дельфин».
Археологам не удалось найти доказательств того, что найденный объект – это корабль Гольфо-Нуэво. После этого исследователи изучили историю судна.
Построено в 1850 году на восточном побережье США, в штате Род-Айленд. Новая Англия играла важную роль в мировой китобойной торговле с середины 1770-х до 1850-х годов. Китовое масло применялось для освещения и смазки, а из кости китов делали различные предметы быта, которые сегодня производят из пластика.
Несколько сотен судов курсировали в дальних морях, совершая иногда многолетние рейсы. Для постройки использовалась местная древесина — дуб и сосна из Новой Англии. Деревья обычно срубали зимой примерно за год до начала строительства. Для «Дельфина» потребовались стволы, вырубки которых проходили между концом 1849 года и февралем 1850-го. Китобой длиной около 34 метров и весом в 325 тонн был спущен на воду 16 ноября 1850 года.
Для изучения обломков корабля археологи обратились к дендрохронологу Игнасио Мундо. работаВ журнале представлено исследование аргентинских и американских ученых. Dendrochronologia.

Мундо настаивал, что единственный способ получить пригодные для анализа образцы древесины — вырезать бензопилой пару десятков поперечных срезов ребер и настила, а затем высушить их. Это привело археологов в ужас, но, поняв, что другого выхода нет, археологи сдались и выбрали места, где по их мнению будет нанесен наименьший ущерб.
Мундо, завершив обработку образцов в своей лаборатории, связался с Эдом Куком, основателем. Лаборатории древесных колец Ламонт-ДоэртиКуку принадлежит звание пионера дендроархеологии — науки о точном определении возраста и происхождения древних деревянных сооружений. В его исследованиях было изучено множество старых зданий на северо-востоке Соединенных Штатов Америки, а также различные деревянные предметы с сохранившимися годичными кольцами.
В базе данных хранятся образцы колец примерно 30 тысяч деревьев различных видов с континента за более чем две тысячи лет. Изменения уровня осадков создают ежегодные колебания в ширине колец, дающие возможность исследователям проследить климат прошлого, установить точные годы прорастания и роста деревьев, а также определить место и время спила для старых деревянных сооружений.
Дендрохронологи установили, что шпангоуты судна изготовлены из белого дуба. Quercus alba… , растущий на северо-востоке США. Доски обшивки, по его мнению, сделаны из желтой сосны (сосна Жеффрея). Pinus jeffreyiВьющийся кустарник, когда-то распространенный на юго-востоке Соединенных Штатов.
Крепления из древесины, скрепляющие всё, изготовлены из негнивущего робинии ложноакациевой. Robinia pseudoacaciaДуб был распространён во многих восточных штатах. Древесные кольца свидетельствуют о том, что дуб был срублен в 1849 году, что соответствует времени строительства «Дельфина».
По мнению археологов, единственным доказательством того, что погибшее судно — китобой «Дельфин» — остаются находки уникальных предметов. Дендрохронологи считают, что их данные достоверны и позволяют утверждать о подтверждении имени утонувшего корабля.