Обнаружение сцены схватки змеи и лягушки может указывать на древнюю языческую практику.

Обнаружение бронзовой фурнитуры аварского пояса, относящейся к раннему Средневековью, заставило исследователей предположить, что различные народы Центральной и Восточной Европы были частью единой, скрытой системы верований.

Раскопки, проводимые археологами из Масарикова университета в Брно (Чехия), в южной части Чехии привели к обнаружению бронзовой фурнитуры для пояса (вероятно, пряжки) весьма необычного вида. На изделии изображена змея, пытающаяся поглотить лягушку.

Археологи определили возраст находки – VIII век нашей эры. Согласно их мнению, она является частью группы артефактов, известных как аварские пояса, которые изготавливались в Центральной Европе в VII и VIII веках нашей эры и использовались в одежде авар.

Авары, имевшие кочевое происхождение и родом из Центральной Азии, прибыли в Европу в период Великого переселения народов. Они не продвинулись далеко в западном направлении и основали Аварский каганат, который охватывал обширную территорию в Центральной и Восточной Европе.

Неожиданно для многих, страна, чьи предки были кочевниками, превратилась в одного из лидеров европейского пространства Темных веков. Аварское племя вело боевые действия, добившись значительных успехов, против Франкского королевства и Византийской империей.

Кожаные ремни, декорированные литыми фигурками или бляхами, часто встречаются среди артефактов, принадлежавших Аварскому каганату. Характерной особенностью аварских изделий являлось то, что они производились исключительно из бронзы. Стоимость определялась не качеством используемого материала (в отличие от серебряных и золотых изделий), а художественной ценностью и элегантностью.

По мнению исследователей, такие пояса были символом статуса и привилегий. Обнаружение подобных изделий в других регионах Европы, за пределами аварского каганата, обычно рассматривается как подтверждение доминирующего положения авар по отношению к окружающим их народам, не создавшим государственных образований. По сути, это были своего рода дипломатические подношения от состоятельных к менее обеспеченным.

Специалисты из Чехии, обнаружившие декоративные элементы с изображением взаимодействия лягушки и змеи, сообщили, что аналогичные находки делались и ранее. Их коллеги нашли один такой предмет в Чехии (в Богемии), второй – в Венгрии, а третий – на востоке Германии.

По мнению исследователей, неоднородное распределение объектов с идентичным сюжетом не поддается объяснению с помощью дипломатических или торговых отношений. Их заключения представлены в статье, которая опубликована в Journal of Archaeological Science.

С помощью химического анализа изотопов свинца, присутствующих в составе бронзового сплава, авторы исследования выявили единый источник меди, использованной для изготовления всей найденной фурнитуры. Медь, использованная при производстве аварской бронзы, была получена из Словацких Рудных гор.

Помимо этого, исследователи установили, что не менее трех из четырех артефактов были изготовлены в одной и той же мастерской. Они выдвинули гипотезу, что сцена со змеей и лягушкой выступает в роли своеобразного символа, подобного масонскому знаку.

Ученые полагают, что обнаружение идентичных изображений в различных регионах Европы указывает на существование ранее неизвестной языческой практики. Они подчеркивают, что образ змеи или змея, поедающего свою жертву, является распространенным мотивом в германской, аварской и славянской мифологиях. «Это универсальный и значимый символ. На сегодняшний день мы можем лишь предполагать о его первоначальном смысле, однако в эпоху раннего Средневековья он, вероятно, объединял духовные представления различных народов, проживавших в Центральной Европе», – заявили исследователи.

Славяне и балты почитали бога подземного мира, скота и войны Велеса/Велняса, который, согласно их представлениям, мог принимать облик змеи. Также важной фигурой в пантеоне славян была Мокошь, богиня, ассоциировавшаяся с плодородием. В её культе особое значение имели вода и рукоделие, в частности прядение.

Борьба с драконом или змеем рассматривается исследователями как повторение акта созидания, столкновение двух противоположных начал, являющееся, по их мнению, ключевым элементом космогонического мифа и мифа о плодородии.

По мнению исследователей, в малоизученном культе богиня, выполнявшая роль Мокоши, изображалась в виде лягушки, а бог, сопоставимый с Велесом, — в виде змеи. Однако ученые не объяснили, почему акт сотворения мира был представлен как поедание лягушки змеей, особенно учитывая, что изделие допускает и другие интерпретации, отличные от этой.

Авторы статьи отметили, что подобное почитание могло сближать различные народы, даже если их правящие круги не были согласованы.