Армянский «драконий камень» скрывал останки человека

Группа учёных изучила останки человека с помощью генетических и радиоуглеродных методов. Находка, сделанная в прошлом веке рядом с озером Севан, меняет взгляд на предназначение базальтовых менгиров бронзового века.

Камень «Вишапакар» («драконий камень») из археологической стоянки Лчашен на берегу озера Севан.

Археологический участок Лчашен располагается на северо-западном берегу озера Севан в Армении. До середины прошлого века территория была под водой, а раскопки начались только в 1956 году. Открытия охватывают период от доурартского времени (середина III тысячелетия до нашей эры) до Средних веков.

В дополнение к большой крепости, нескольким поселениям и разным захоронениям, там обнаружили два менгира необычного типа. вишапакарыЭто высеченные из базальта столбы высотой от одного с половиной до пяти с половиной метров, которые также называют «драконьими камнями». На них часто изображали зверей.

Карта археологического участка Лчашен. Автор: А. Бобохиян и др., Журнал «Отчёты по археологическим наукам».

Название «драконьи камни» возможно связано с народными преданиями о драконах (вишапах). Эти мифические существа считались покровителями воды и грома и могли принимать облик быков, рыб и змей. В отличие от привычных нам европейских драконов, это достаточно благожелательные существа, не замеченные в злых деяниях. На сегодня известно около 150 таких менгиров, 90 из них — на территории современной Армении.

Чаще всего их обнаруживают павшими на земле, на отдалённых лугах с обильным количеством воды, располагающихся на высоте от двух до трёх километров над уровнем моря. Самый древний из них (V тысячелетие до нашей эры) находится на горе Кармир-Сар в Армавирском районе Армении (на данный момент там ведутся раскопки).

В ходе строительства водопровода в 1980 году обнаружили один из «драконьих камней» Лчашена. Решили камень поднять и отправить в Историко-археологический музей-заповедник. МецаморИзвлекая его из земли, нашли захоронение на глубине двух с половиной метров под поверхностью.

Археологи, проводившие раскопки, обнаружили в погребальной камере останки взрослой женщины и двух младенцев. Могила была квадратной, ориентирована с севера на юг и располагалась в центре глиняного кургана с галечным заполнением. Сам курган окружен десятью большими камнями, которые образовали скопление, отделенное от основных могильников бронзового века в Лчашене.

Схема захоронения.

В захоронении нашли расписные и простые керамические сосуды, гончарные круги и кости животных. На «драконьем камне», поставленном над погребальной камерой, изображена сцена жертвоприношения быка высотой 3,5 метра. Ученые предполагают, что похоронены мать и ее дети-двойняшки, умершие во время родов или сразу после них.

До сегодняшнего дня это единственный случай захоронения людей под «драконьим камнем». В связи с этим о нем вспомнили современные археологи и генетики. Международная группа ученых провела ряд исследований двух детских скелетов из этого погребения. Останки взрослой женщины за прошедшие годы утрачены. Результаты работы опубликованы в Journal of Archaeological Science: Reports.

Радиоуглеродное датирование установлило, что погребение с «драконьим камнем» появилось в XVI веке до нашей эры — это бронзовый век. Антропологические данные свидетельствуют о том, что оба скелета принадлежали детям одного возраста (не старше двух месяцев), имевшим практически идентичную модель роста. Небольшие различия в максимальных продольных размерах одинаковых длинных костей могли быть результатом внутриутробного развития и неравномерного распределения пищевых ресурсов. Гипотеза о матери и двойняшках выглядит более правдоподобной.

Анализ древней ДНК изменил всё: оба младенца были девочками и родственницами, но не родными сёстрами. Родство — второй степени по общей митохондриальной последовательности. Девочки могли быть единоутробными сёстрами, двоюродными сёстрами, тетей и племянницей или бабушкой и внучкой (вероятно, по материнской линии).

Вероятность одновременной смерти родственниц второй степени, а также еще одной женщины невелика. Исследователи полагают, что погребение не было единовременным. Возможно, взрослая женщина занимала высокое положение в своем сообществе. Об этом свидетельствуют богатый погребальный инвентарь (несмотря на то, что захоронение грабленое) и бронзовые, сердоликовые украшения, с которыми ее похоронили.

В том случае, если предположение верно, то позднее в ту же погребальную камеру могли поместить останки её родственниц, скончавшихся в разное время, но приблизительно в один возраст. Тем не менее, исследователи не отвергают возможность того, что младенцев приносили в жертву и хоронили одновременно всех троих.