Армянские женщины выбирали путь воина еще в древности

На северо-западе Армении нашли могилу, в которой были похоронены две воительницы, погибшие в бою или скончавшиеся от полученных ранений.

Армянские женщины выбирали путь воина еще в древности

Образ женщины-воина присутствует в искусстве с древних времен. Римская мозаика из Дафны (Анатолия), сейчас находится в Лувре (Париж) / ©wikipedia.org

Группа ученых под руководством Анаит Худавердян (Anahit Khudaverdyan) из Института археологии и этнографии армянской Национальной академии наук проанализировала находки, сделанные во время раскопок могильника Джрапи (Ширакская область), который датируется поздним бронзовым — ранним железным веком. Там археологи обнаружили три сильно фрагментированных скелета. Результаты исследования представлены в работе, опубликованной в International Journal of Osteoarchaeology.

Два скелета определили как женские, причем с большой разницей в возрасте: одна из женщин умерла в возрасте не меньше 45 лет, вторая — не старше 20. Третий скелет принадлежал мужчине старше 50 лет.

«Захоронение совершено в два приема. Сперва были погребены женщины. Оба скелета лежали скорченные, на левом боку, параллельно друг другу. У входа в камеру, фактически у их ног, погребли мужчину (значительно позже). Мужчина лежал тоже в скорченном виде, но на правом боку», — рассказала в комментарии для Naked Science Анаит Худавердян.

Слева обозначено место находки, справа — вскрытие погребальной камеры / Фото: Anahit Khudaverdyan et al., Карта: Naked Science
Слева обозначено место находки, справа — вскрытие погребальной камеры / Фото: Anahit Khudaverdyan et al., Карта: Naked Science

На костях женщин ученые обнаружили следы множества травм: причем часть из них — старые, не те, которые привели к смерти. У обеих женщин были компрессионные повреждения черепа с признаками заживления. Между ребер одного из скелетов находился бронзовый наконечник стрелы — при жизни он попал глубоко в мягкие ткани и, скорее всего, стал причиной смерти.

На большеберцовой кости другой женщины сохранился след, оставленный, вероятно, тоже наконечником стрелы. Судя по направлению раневого канала, стрела попала в ногу, когда женщина сидела на лошади. Сразу возникло предположение, что это захоронение воительниц, погибших в бою или от ранений.

Надо сказать, что это третья находка женщин-воинов на территории Армении. Все три сделаны группой Анаит Худавердян. Первый скелет женщины, явно принимавшей участие в боях, обнаружили при раскопках могильника Черная Крепость (территория современного города Гюмри, эпоха поздней бронзы и раннего железного века). Специфическое развитие костного рельефа, а также следы прижизненных травм говорили о том, что она могла быть наездницей и стрелком из лука. Причиной переломов, скорее всего, стало падение с лошади. Женщина-всадница, оставшись инвалидом, прожила много лет после травмы.

Вторая находка сделана при раскопках некрополя Бовер I (Лорийская область Армении, VIII-VI века до нашей эры). Naked Science писал об этом здесь. И опять следы травм и нетипичного для женщины физического развития (рельеф от мышц) дали возможность предположить, что перед учеными — останки воительницы. И эта женщина, и две ее коллеги, описанные в новой работе, были похоронены как лица высокого ранга.

Вот что говорит по этому поводу Худавердян: «Погребальный обряд часто наглядно демонстрирует принадлежность покойника к определенной профессии, ремеслу и, соответственно, социальной прослойке. Похороненных с оружием можно считать отдельной социально-профессиональной группой — профессиональными воинами. Обеих женщин из могильника Джрапи погребли с личным оружием – со стрелами и кинжалом. Как известно, могилы женщин с оружием встречаются нечасто. Следовательно, присутствие в женских погребальных комплексах «чисто мужских признаков» указывает на относительно высокое социальное положение похороненных. На шее одной из них были надеты бусы из аметиста, а в могилу поместили керамические сосуды и жертвенную пищу».

В связи с такими находками встает вопрос, насколько вообще часто женщины Армении брали в руки оружие, становились профессиональными воинами или сражались в рядах ополчения.

Анаит Худавердян отвечает на этот вопрос так: «История участия армянских женщин в военных действиях восходит к глубокой древности. Изображения женщин-всадниц с выделенными половыми признаками и оружием в руках обнаружены на бронзовом поясе из Астхи-Блура, там же изображена колесница, в которой стояла еще одна вооруженная женщина, аналогичная батальная сцена известна на глиняном сосуде из Дилижана.

Руины средневекового армянского города Ани, на стенах которого сражалась легендарная воительница Айцемник / ©wikipedia.org
Руины средневекового армянского города Ани, на стенах которого сражалась легендарная воительница Айцемник / ©wikipedia.org

Несмотря на скудные и отрывочные сведения письменных источников, выдержавших испытания веков, мы все же можем судить о героизме и подвигах армянок, проявивших мужество во многих войнах. С оружием в руках родную землю защищали не только простые женщины. Царицы и княгини, особы знатных кровей, своим мужеством и бесстрашием вдохновляли на ратные подвиги целые поколения. История сохранила память об отважной воительнице Айцемник (XII век), которая вместе с мужчинами на стенах средневековой армянской столицы отражала атаки сельджукского войска амира Патлуна, вытаскивала у раненых выпущенные врагом стрелы и ими же поражала противников. Сосе Майрик — участница армянского национально-освободительного движения, жена Ахпюра Сероба, сасунского фидаина — вместе с мужем воевала против турок и курдов. В одном из сражений, поддерживая под руку мужа, отравленного и еле стоящего на ногах, подняла его на гору возле села Гялигузан. Находясь рядом с Серобом, восемь часов насмерть сражалась с турками.

Я ни в коем случае не считаю, что общество эпохи бронзы и железного века Армении было переполнено женщинами, пренебрегающими традиционными женскими обязанностями ради положения воина. Я полагаю, что женщины оказывались вовлеченными в военную сферу, когда общество нуждалось в них. Взаимоотношение с соседскими группами, нарушение границ общин, борьба за источники сырья могли быть причинами различного рода конфликтов. Соответственно, сделанные нами находки, фиксируемые травмы, полученные во время военных действий, могут осветить целый ряд вопросов древней истории Армении».


Источник