Археологические находки подтверждают связи между царством Соломона и государством Савским.

Учёный из Израиля дешифровал фрагмент надписи, обнаруженной на горле большой амфоры, возраст которой совпадает с периодом возведения Первого Иерусалимского храма.

Раскопки осуществлялись близ дороги, ведущей к Иерусалимскому храму паломниками. В эпоху царя Соломона в этом месте располагался административный центр царства.

В Jerusalem Journal of Archaeology вышла статьяДоктор Даниэль Вайнштуб из Еврейского университета в Иерусалиме считает, что загадочная надпись, которую раньше относили к ханаанскому языку, принадлежит другому языку и отражает связь с царством, упомянутым в Библии, но не подтвержденным археологическими находками.

Десять лет назад археологи во время раскопок у Храмовой горы в Иерусалиме обнаружили остатки семи больших керамических кувшинов, датированных X веком до нашей эры — временем правления Соломона, третьего еврейского царя. В период его царствования объединенное Израильское царство достигло наивысшего расцвета, а также был построен Иерусалимский храм.

Участок кувшина с надписями

Часть надписи сохранилась на одном из кувшинов. Ученые считают, что она выполнена ханаанским шрифтом, послужившим основой для древнееврейского письма эпохи Первого Храма. За последние десять лет более десяти исследователей предлагали разные варианты прочтения, однако не смогли прийти к единому мнению.

Автор нового исследования расширил свой взгляд на вопрос и обратился к другим семитским языкам.
Шрифт, по его мнению, является древнеюжноаравийским, применяемым в юго-западной части Аравийского полуострова (территория современного Йемена), где правила царство Савское (Сабейское). Жители этого государства использовали сабейский язык, который, как и древнееврейский, относится к семитской языковой семье, но к иной её подгруппе.

По современным представлениям, сабейская цивилизация возникла в конце II тысячелетия до нашей эры. Столицей царства был Мариб — один из древнейших городов Азии. Это государство стало родиной библейской царицы Савской, о которой известно много чего, кроме имени.

В Первой и Второй книгах Царств и Хроник Библии упоминается правительница, которая посетила царя Соломона с золотом, драгоценными камнями и благовониями. Она хотела убедиться в правдивости слухов о его мудрости. По Библии, правительница была поражена мудростью Соломона, величием его царства и храмом. Вернувшись домой, она восхваляла как царя, так и Израиль.

К сожалению, эта красивая история, подобно многим библейским повестям, до сих пор не нашла подтверждения в археологических находках. Не было никаких признаков связи между царством Израиля и Савской землёй. Доктор Вайнштуб полагает, что обнаружил такое доказательство.

Карта иллюстрирует маршрут от Иерусалима до столицы Савского царства.

Новое исследование установило: если надпись на кувшине не ханаанская, а сабейская, то смысл становится понятен. Такой набор символов известен как обозначение ингредиента для благовоний. В Первом и Втором храмах для сжигания готовили специальную смесь из четырех элементов. По всей видимости, в кувшине хранился один из них.

В то время Савское царство было крупнейшим производителем и экспортером благовоний. Ученые раньше предполагали, что в Иерусалим их доставляли параллельным путем экспорта, так как прямая торговля иностранцев в Израильском царстве была строго регламентирована (не в пользу иностранцев).

Исследование керамики кувшина показало, что его изготовили в Иерусалимской мастерской. Надпись выполнена там же на языке, понятном производителям. Возможно, ее сделал человек, занимавшийся поставкой благовоний. Это свидетельствует о тесной связи между Иерусалимом времен царя Соломона и царством Савским.

Работа утверждает, что расшифровка надписи на кувшине указывает не только на присутствие носителей сабейского языка в Израиле во времена царя Соломона, но и о системе геополитических отношений в регионе того времени. Это свидетельство обширных торговых и культурных связей между Израилем времен царя Соломона и царством Савским.