Недоношенный ребенок оказался в гробнице епископа Винструпа: археологи выяснили детали

После смерти известного епископа Лунда Педера Винструпа его останки вместе с телом жены были помещены в семейную усыпальницу в Лундском соборе. В XIX веке, во время реставрационных работ, саркофаги переместили в единое хранилище. В 2012 году ученые провели исследование мумифицированных останков, и в ходе него в ногах Винструпа был найден небольшой сосуд, содержащий тело недоношенного ребенка, обернутое в ткань. Это открытие породило вопрос о том, каким образом эмбрион оказался в гробнице епископа и существовала ли между ними кровное родство?

Педер Педерсен Винструп, появившийся на свет в апреле 1605 года в Копенгагене, был значимой фигурой в церковной жизни, а также ученым Дании и Швеции, жившим в XVII веке. Он скончался в конце декабря 1679 года, и в январе его останки были помещены в склеп Кафедрального собора Лунда. Благодаря естественной мумификации, как показали вскрытия XIX и XX веков, тело Винструпа сохранилось весьма неплохо. В 2012 году было принято решение о перезахоронении останков на кладбище, расположенном за пределами собора. Тогда к исследованию подключились сотрудники Исторического музея Лундского университета: после консультаций с представителями Церкви и получения необходимого разрешения они начали комплексный исследовательский проект, целью которого было изучение тела Винструпа и содержимого его гроба.

После обнаружения останков священнослужителя, исследователи провели ряд исследований, включающих компьютерную томографию и рентгеновские снимки, а также анализ его одежды и различных предметов, остатков растений и насекомых, найденных в подушках, матрасе и внутри гроба. Гроб, к слову, был выполнен из двух частей: внутреннюю часть выстелили слоем травянистых растений, а затем обшили шелковой подкладкой, на которой расположили тело епископа. Голова покоилась на двух подушках.

Среди наиболее значимых открытий оказались останки недоношенного ребенка, обнаруженные под правой большеберцовой костью Винструпа. Это вызвало споры о связи эмбриона и епископа. В эпоху Средневековья детей иногда хоронили вместе с взрослыми, не имевшими к ним родственных отношений. Изначально исследователи полагали, что подобная ситуация сложилась и с Винструпом: плод, появившийся на свет в результате прерывания беременности, был поспешно помещен в гроб епископа, что привело к смещению положения его ног под шелковой подкладкой.

Некоторые эксперты утверждали, что это сделал гробовщик, и что Винструп и ребенок не связаны между собой. Однако это предположение противоречит тому, что гроб изначально был помещен в сводчатую гробницу, доступ к которой имели члены семьи служителя Церкви. Поэтому исследователи не исключают возможности того, что эмбрион был подброшен к Винструпу впоследствии, что могло бы свидетельствовать об их родственных связях.

Загадку пытались разрешить археологи и палеогенетики из стокгольмского и лундского университетов (Швеция), как показали результаты их исследования представлены в журнале Journal of Archaeological Science. Специалисты осуществили геномное исследование обоих образцов с целью определения вероятной генетической близости.

«Исследование тела Винструпа и плода с антропологической точки зрения проводилось с использованием компьютерной томографии, которая выявила ряд заболеваний, включая кариес, туберкулез, артериосклероз, артрит, болезнь Форестье и камни в желчном пузыре. В гробу был найден мешочек с зубами, по всей видимости, принадлежавшими самому Винструпу, поскольку они совпадали с отсутствующими элементами зубного ряда в черепе. Образцы биологического материала были взяты из правой бедренной кости епископа и левой бедренной кости плода. <…> Для определения возможной степени родства между ними применялся как традиционный метод анализа однородительских маркеров (митохондриальная ДНК и Y-хромосома), так и специальная программа lcMLkin», — сообщили авторы исследования.

Оказалось, что у епископа и недоношенного мальчика (мужского пола) был общий генетический фон. Они не имели родственных связей по материнской линии, поскольку являлись носителями различных митохондриальных линий (H3b7 и U5a1a1 соответственно), однако, согласно анализу Y-хромосомы, нельзя исключить родство по отцу. Оба принадлежали к гаплогруппе R1b1a1a2a1a2, что указывает на наличие у них общего предка. Мальчик был носителем линии R-DF17, которая является прямой дочерней линией епископа R-Z274. Результаты lcMLkin также подтвердили наличие родственных отношений второй степени. Для получения окончательного результата ученым потребовалось детальное изучение генеалогии Винструпов.

Родственники второй степени связаны общим происхождением и имеют примерно 25 процентов общих генов. К ним относятся дяди, племянники, бабушки и дедушки, внуки, сводные или двоюродные братья и сестры. Известно, что у Петера Винструпа был брат Элиас, который скончался в 1633 году, не вступив в брак. «Тот факт, что единственный известный брат епископа умер в молодом возрасте и не оставил потомства, имеет значение, поскольку исключает родственные связи, такие как дяди, племянники, сводные или двоюродные братья», – подчеркнули археологи.

В связи с этим, ученые решили изучить взаимоотношения дедушек и бабушек с внуками. У священнослужителя в первом браке с Анной Мари Эрнстдаттер Баден родилось пятеро детей, из которых до взрослого возраста дожили трое: две дочери – Анна-Катарина и Анна-Мария – и сын Педер. Первая из девушек вышла замуж и скончалась за год до похорон Винструпа, поэтому данные о ней были исключены из анализа. Анна-Мария и Педер остались проживать в Лунде. Вскоре после смерти отца Анна-Мария вышла замуж, но вскоре после этого умерла. Вскрытие, проведенное в 1837 году, выявило, что причиной ее смерти стали осложнения во время родов. Плод, находящийся в гробу, мог принадлежать Анне-Марии, если бы ее муж был носителем гаплогруппы Y, однако эту гипотезу невозможно подтвердить.

«Внимание исследователей было сосредоточено на сыне — Педере Педерсене Винструпе, родившемся в 1647 году. Военные аспекты интересовали Педера-младшего в большей степени, чем теологические, и, пребывая в Голландии, он изучал фортификацию. Примерно в 1679 году он вступил в брак и получил поместье Седерту от своего покойного тестя. Тем не менее, в 1680 году, вследствие Великой редукции, земли, принадлежавшие дворянству, были возвращены короне. Таким образом, Педер лишился и поместья своего отца в Лунде. В письме от 25 октября 1697 года он выражал недовольство своим бедственным положением. <…> Последнее зафиксированное упоминание о Педере Винструпе относится к 10 мая 1701 года, когда он вместе с женой присутствовал на крещении Кристиана Гилленпалма. На тот момент он существовал на пособии, которое оказывал его зять Йохан Гилленпалм. Дата его смерти неизвестна, но, по данным генеалогии Окерштейнов, он был погребен в соборе, вероятно, в семейной усыпальнице», — заключили ученые.

С кончиной Педера Винструпа мужская ветвь дворянского рода Винструп прервалась. Таким образом, недоношенный мальчик, чье тело было помещено в гроб епископа, мог быть лишь его внуком. Естественно, родственники имели доступ к склепу и, следовательно, возможность поместить тело ребенка рядом с одним из уважаемых членов семьи.