Археологи раскопали древнее иудейское кладбище

В израильском городе Явне обнаружили здание, предварительно датированное I-III веками нашей эры, и расположенное неподалеку кладбище.

Археологи раскопали древнее иудейское кладбище

Руководитель раскопок Даниэль Варга с найденными на кладбище стеклянными сосудами / ©Yaniv Berman, Israel Antiquities Authority

Время основания Явне, небольшого города в центральной части Израиля, нам неизвестно, однако он упоминается еще в Пятикнижье (часть Ветхого завета). В период правления рода Хасмонеев, с 140 по 37 год до нашей эры, он выступал ключевым стратегическим пунктом в борьбе между Маккавеями (части Хасмонеев) и Селевкидами, правителями огромного Сирийского царства. Об этой борьбе подробно рассказывает античный историк Иосиф Флавий. Но позже, после падения Иерусалима и разрушения Второго храма (70 год нашей эры), Явне стал на какое-то время духовным центром страны.

Управление древностей Израиля сообщило, что археологи нашли в Явне здание, имевшее, по всей видимости, производственное назначение. Предварительная датировка довольно широка — I-III века нашей эры — и требует уточнения. Внутри здания исследователи, помимо прочих предметов, обнаружили чаши, выточенные из известняка. По мнению специалистов, эти чаши служат прямым доказательством того, что обитатели здания соблюдали еврейские законы религиозной чистоты.

Поскольку ритуальные предметы нашли не в храмовом, а в производственном здании, значит, религиозные каноны выполняли достаточно тщательно. Все это подтверждает мнение, что Синедрион, обосновавшийся в городе после разрушения Иерусалимского Второго храма, имел большое влияние на жизнь города.

«Разрушение Титом храма в Иерусалиме», Никола Пуссен / ©wikipedia.org
«Разрушение Титом храма в Иерусалиме», Никола Пуссен / ©wikipedia.org

Синедрион — высший орган власти у евреев. Великий Синедрион осуществлял политическое управление и решал религиозные вопросы, малый же, по сути, был высшим уголовным судом. До покорения Иудеи римлянами только Синедрион мог выносить смертные приговоры. Потом его власть ограничили: решение о казни в обязательном порядке утверждал римский представитель — такая процедура суда описана в «Мастере и Маргарите» Михаила Булгакова.

В 66 году нашей эры восстание иудеев, которое обычно связывают с притеснениями прокуратора Гессия Флора, привело к началу Первой Иудейской войны. Война эта шла с переменным успехом: например, почти сразу в Иерусалим вошел XII Молниеносный легион, что должно было привести к разгрому повстанцев. Но иудеи под командованием Симона Бар-Гиоры смогли отбить город. Вторая осада Иерусалима, в 70 году, закончилась падением города и чудовищной резней. Тогда же был разрушен Второй храм.

Однако незадолго до его разрушения один из членов Синедриона раббан Иоханан бен Закай решил, что настало самое время для интриг. Распустив слух о собственной смерти, он покинул осажденный Иерусалим и встретился с римским военачальником. Ему удалось склонить будущего императора Тита на свою сторону, и тот разрешил основать в Явне центр изучения Торы. После взятия римлянами Иерусалима и казни за изучение Торы десяти мудрецов бен Закай призвал к себе знатоков Пятикнижья и объявил о возрождении Синедриона — правда, уже не с былой полнотой власти.

Гробницы времен Синедриона в Явне / ©Yaniv Berman, Israel Antiquities Authority
Гробницы времен Синедриона в Явне / ©Yaniv Berman, Israel Antiquities Authority

Таким образом, Явне считают центром возрождения иудаизма после разрушения Храма. Найденные сосуды подтверждают широкое распространение среди жителей города религиозной традиции. Кроме того, в 70 метрах от здания археологи обнаружили кладбище того же периода. Скорее всего, оно вынесено за границу древнего города, в соответствии с еврейским и римским законодательством.

Могилы расположены не хаотично, как на многих кладбищах тех времен, а явно в соответствии с каким-то планом. По мнению исследователей, это указывает на существование некоего официального органа, который отвечал за захоронения и их регулирование. На могилах также нашли небольшие стеклянные сосуды — скорее всего, из-под ароматических масел. Странно, что они находились поверх каменных надгробий, а не внутри могил, как это обычно бывает.

Поскольку на гробах нет этнических символов, археологи еще не определили, были ли погребенные иудеями или язычниками, но предполагают, что все же первыми. «Если эта гипотеза верна, то по крайней мере некоторые из гробниц — возможно, самые сложные — могут принадлежать мудрецам Явне, современникам раббана Йоханана бен Заккая», — заявили археологи.


Источник