На дне Ирландского моря находятся не менее 273 затонувших судов. Учёные с помощью гидролокатора обнаружили среди них корабль, пытавшийся спасать более века назад «непотопляемый» лайнер.

В сентябре 1897 года в Белфасте на верфи Harland & Wolff был спущен на воду пароход. Сначала его назвали «Уинифреда», но история знает его как «Месабу».
Более четырнадцати лет «Уинифред-Месаба» служила обычным пароходом. Сначала судно принадлежало американской компании «Атлантическая транспортная линия», которая выполняла трансатлантические пассажирские и грузопассажирские рейсы. В течение некоторого времени «Месаба» ходила под бельгийским флагом, пережила несколько столкновений с другими пароходами (в то время это было нередко). К 1912 году судно стало запасным на торговой линии между Британией и США.

10 апреля 1912 года из Саутгемптона в Нью-Йорк отправился пассажирский лайнер «Титаник» — самый большой корабль мира на то время. Первый и последний рейс этого судна завершился трагедией: в ночь на 15 апреля он столкнулся с айсбергом и затонул, унеся жизни почти полутора тысяч человек.
Менее известно, что «Титаник» мог избежать столкновения с айсбергом. В те же апрельские дни 1912 года пароход «Месаба», принадлежавший компании Red Star Line, совершал один из своих редких рейсов (так как служил подменным судном). Капитан «Месабы», находившейся севернее «Титаника», правильно оценил ледовую обстановку. Лайнеру, а также всем идущим на восток судам была отправлена радиограмма с предупреждением.
С «Месабы» до «Титаника», всем судам, плывущим на восток. В районе 42° — 41°25′ северной широты и 49° — 50°30′ западной долготы обнаружены тяжелый паковый лед и множество крупных айсбергов, а также ледяные поля.
Пассажиры «Титаника» ужинали, а радист в срочном порядке отправлял сообщения с восторженными отзывами о плавании по всему миру. Занятость не позволила ему передать капитану радиограмму «Месабы». Кроме того, когда радист «Месабы» попросил подтвердить доставку информации лично капитану, коллега с «Титаника» проигнорировал его. Через два часа «Титаник» столкнулся с айсбергом.
Его дальнейшая судьба известна: во время Первой мировой войны судно ходило в составе конвоев. 1 сентября 1918 года немецкая подлодка UB-118 торпедировала и потопила «Месабу» в Ирландском море. Погибли 20 членов команды, включая капитана.
Исследователи из Бангорского университета (Великобритания) сообщили«Месабу» обнаружили на морском дне благодаря многолучевому гидролокатору, инструменту, имеющему для морского археолога значение примерно такое же, как аэрофотосъемка в ландшафтной археологии. Многолучевой гидролокатор позволяет картографировать дно с такой детализацией, что на изображениях видны детали надстройки.

В результате гидролокации на дне Ирландского моря отмечены 273 судна, представленные на карте. После обнаружения местоположения затопленного корабля исследователи сверяют находку с базой данных затонувших судов Гидрографического управления Великобритании и другими источниками.
Некоторые суда останутся неопознанными. Некоторых, подобно «Месабу», неправильно идентифицировали ранее, поэтому требуется перепроверка. Раньше для определения конкретного корабля на дне моря необходимо было проводить погружения под воду. Такая работа обходилась дорого и ограничивалась не только финансовыми возможностями, но и числом подготовленных подводных археологов.
Многолучевой гидролокатор позволяет детально просмотреть затонувшее судно, что облегчает его идентификацию.