Обнаружена древняя верфь викингов

В одном из ключевых центров древней Скандинавии было обнаружено дополнительное место, где, возможно, останавливались для стоянки суда. Однако, кто имел право пришвартовываться в этом месте?

Археологи из Стокгольмского университета (Швеция) обнаружили уникальную верфь эпохи викингов в древней Бирке на острове Бьёркё в озере Меларен. Она представляет собой углубление в береговой зоне, выложенное камнем, с деревянной лодкой на дне. Кроме того, исследователи нашли много неиспользованного и использованного крепежа для судов, точильных камней и инструментов для обработки дерева.

Бирка являлся одним из крупнейших торговых поселений викингов, существовавшим в период с 750 по 975 год нашей эры. Ранее, до викингов, эта территория также была населена: археологические раскопки обнаружили множество захоронений, относящихся к вендельской эпохе (550-793 годы в Швеции).

В эпоху викингов озеро Меларен являлось частью Балтийского моря, а Бирка – морским портом. О Бирке упоминается в «Жизнеописаниях святого Ансгария» (христианский миссионер дважды посещал этот город) и в работах Адама Бременского (хронист, который записывал информацию из других источников, к моменту его писания город уже был покинут).

Особый интерес для археологов представляет участок местности, получивший название «Чёрная Земля» по цвету почвы. Здесь было обнаружено наибольшее количество артефактов, несмотря на то, что этот район не являлся центром поселения. Скорее, это был склон, спускающийся к водоёму.

Центральная часть города была расположена на западной стороне острова, она значительно превосходила по размерам Черную Землю и была окружена протяженной оборонительной стеной. Холм, возвышавшийся на 30 метров над Черной Землей на юго-западе, содержал следы сооружения, скорее всего, это была сторожевая башня, с которой открывался хороший вид на подступы к острову.

В районе Бирке и близлежащих местностей на данный момент зафиксировано четыре гавани, однако верфь была обнаружена впервые. Главная гавань позволяла судам подходить непосредственно к Черной Земле: исследователи даже высказывают предположение, что более темный цвет почвы в этом месте связан с активной эксплуатацией территории. Вход в гавань был защищен подводным заграждением, вероятно, для предотвращения нежелательных посещений).

На севере располагалась дополнительная бухта — Куггхамн, подходящая для крупных судов. Вопрос об использовании этой гавани викингами остается предметом дискуссий среди ученых: одни полагают, что она была создана в эпоху Ганзы и предназначена для фризских торговых кораблей. Однако отдельные детали гавани указывают на то, что она использовалась и в эпоху викингов.

На острове также располагались две небольшие бухты — Корсхамн и Сальвикен, вероятно, служившие пристанищем для местных рыбаков. Кроме того, обнаружено пятое место, где могли находиться суда: причалы возле верфи, имеющие значительные размеры.

Находки свидетельствуют о том, что Бирка являлась значимым торговым центром. Обширное количество дирхемов, арабских серебряных монет, указывает на оживлённую торговлю с Арабским халифатом. Существует также мнение, что жители Бирки совершали походы в Среднюю Азию ещё в VIII веке, до основания Киевской Руси.

Представлены образцы шелка и стекла, происходящего из Рейнской области, а также значительное количество янтаря, вероятно, предназначенного для отправки через Великий янтарный путь) указывают на то, что викингов привлекали не только восточные земли.

Археологи обнаружили торговые весы в нескольких захоронениях Бирке, а гири – более чем в сотне. Это свидетельствует о высоком статусе профессии торговца, что нашло отражение в предметах, помещенных в могилы.

Учитывая особенности города, обнаружение верфи кажется вполне логичным, хотя и произошло оно лишь в настоящее время. Георадары, установленные на беспилотные летательные аппараты, неоднократно использовались для изучения территории города и его окрестностей, а собранные данные были тщательно задокументированы. В результате исследований стало очевидно, что в Бирке, помимо застроенной территории, существует крупный порт с сохранившимися элементами инфраструктуры – от причальных сооружений до сливов и верфей.

Новое открытие порождает ряд вопросов. Например, почему основная гавань защищена подводным частоколом, а место расположения верфи – нет? Кроме того, остается неясным, являлась ли эта верфь общественной (встречались подобные организации у викингов) или частной. Если предположить второе, то должна существовать еще одна верфь: при таком большом объеме торговли монополия на услуги данного типа не могла продолжаться долго. И, разумеется, не совсем понятно, по каким критериям определялся доступ в охраняемую гавань, а кто оставался на причале возле верфи или в северных гаванях.