В одном из самых важных городов древней Скандинавии обнаружили еще одно место, где могли причаливать корабли. Но вот кому было позволено там швартоваться?
Археологи из Стокгольмского университета (Швеция) обнаружили уникальную верфь эпохи викингов в древней Бирке на острове Бьёркё в озере Меларен. Она представляет собой углубление в береговой зоне, выложенное камнем, с деревянной лодкой на дне. Кроме того, исследователи нашли много неиспользованного и использованного крепежа для судов, точильных камней и инструментов для обработки дерева.
Город Бирка — один из самых крупных торговых центров викингов, функционировавший в 750-975 годах нашей эры. До викингов место тоже не пустовало: там нашли много захоронений вендельского периода (550-793 годы в Швеции).
Во времена викингов озеро Меларен было заливом Балтийского моря, а сама Бирка — морским портом. Бирка упоминается в «Жизнеописаниях святого Ансгария» (этот христианский миссионер посещал город дважды) и трудах Адама Бременского (а этот хронист писал с чужих слов, при нем город уже был заброшен).
Наиболее интересна для археологов территория, которую из-за цвета грунта называют Черной Землей. На этом участке нашли больше всего артефактов, хотя он не был центром города. Это скорее пологий спуск к воде.
Основная городская территория располагалась на западе острова, была значительно больше Черной Земли и обнесена широкой оборонительной стеной. На юго-западе от Черной Земли находился холм высотой в 30 метров. На нем нашли остатки укрепления — очевидно, наблюдательного пункта, с которого хорошо просматривались подходы к острову.
В Бирке и ее окрестностях на сегодня нашли четыре гавани, но вот верфь обнаружили впервые. Основная гавань принимала корабли непосредственно рядом с Черной Землей: ученые даже предполагают, что цвет грунта там темнее, чем на остальной части острова, именно из-за интенсивного использования территории. Вход в гавань был защищен подводным частоколом (видимо, на случай недружественных визитов).
На севере находилась еще одна гавань — Куггхамн, в которую могли входить большегрузные суда. По поводу того, использовали ли эту гавань викинги, у ученых до сих пор нет общего мнения: некоторые считают, что гавань относится ко временам Ганзы и предназначена для фризских коггов. Тем не менее некоторые элементы гавани датированы периодом викингов.
На острове были еще две небольшие гавани (в бухтах Корсхамн и Сальвикен), которые, возможно, предназначались для местных рыболовов. Теперь нашли пятое место, где могли стоять суда, — у причальных сооружений рядом с верфью, довольно крупных размеров.
То, что Бирка была большим торговым центром, видно по находкам. Огромное число дирхемов (арабская серебряная монета) говорит об активной торговле с Арабским халифатом. Также есть предположение, что викинги Бирки ходили в Среднюю Азию еще в VIII веке, то есть до основания Киевской Руси.
Образцы шелка, стекла (из Рейнской области), большое количество янтаря (предназначенного, очевидно, к отправке через Великий янтарный путь) свидетельствуют, что не только Восток привлекал викингов.
В нескольких захоронениях в Бирке археологи нашли торговые весы, а более чем в сотне — гири. То есть профессия торговца была настолько уважаемой, что это отражалось в погребальном инвентаре.
Для такого города находка верфи вполне ожидаема, тем не менее произошло это только сейчас. Город и окрестности неоднократно исследовали с помощью георадаров, установленных на беспилотники, и тщательно картографировали полученные данные. В итоге стало ясно, что в Бирке, помимо городской среды, есть очень крупный порт с остатками всего необходимого — от причалов до спусков на воду и верфей.
Но открытие ставит новые вопросы. Например, почему основная гавань защищена подводным частоколом, а место, где нашли верфь, — нет? К тому же неясно, была эта верфь общественной (у викингов встречались такие институты) или частной. Если верно второе, должна быть еще одна верфь: при столь интенсивной торговле монополия на услуги такого рода долго длиться не могла. И, конечно, непонятно, по какому принципу разделяли тех, кто входил в охраняемую гавань, а кто оставался на причале рядом с верфью или в северных гаванях.