Археологи нашли первый пример казни на кресте в Британии

На востоке Англии обнаружили скелет мужчины с железным гвоздем в пятке.

Археологи нашли первый пример казни на кресте в Британии

Скелет человека, распятого в Римской Британии / ©Albion Archaeology

Специалисты компании Albion Archaeology опубликовали в журнале British Archaeology работу, в которой рассказали о своих раскопках в Кембриджшире. Изыскания проводили перед началом строительства жилых кварталов. В результате археологи обнаружили ранее неизвестное поселение.

Вообще восточную часть Британии в последние годы исследуют очень активно. В том же Кембриджшире уже раскопали сохранившиеся постройки бронзового века, погребальные памятники примерно того же времени, новые поселения железного века и, конечно, римские. Именно к последним относится то, что нашли археологи из Albion Archaeology на окраине небольшой деревни Фенстентон.

Среди наиболее примечательных находок — эмалированные броши, большое количество монет, керамика тонкой работы. В одном месте археологи увидели множество костей животных: следы на них показывают, что туши разделывали потоковым методом, то есть в поселении были выделенные мясники. В центре поселения располагались большое здание (очевидно, публичное) и мощеная площадь. С одной стороны, все вышеперечисленное говорит о том, что перед нами — типичная небедная деревня римского времени. Но найденные погребения выбиваются из такого контекста.

Керамика из римского поселения / ©Albion Archaeology
Керамика из римского поселения / ©Albion Archaeology

Во-первых, достаточно необычно, что при небольшом поселении археологи нашли сразу пять кладбищ, пусть и маленьких. Там были похоронены 40 взрослых и пять детей. Захоронения датированы III-IV веками нашей эры. Еще трех человек похоронили отдельно, а одного даже кремировали.

Во-вторых, исследование ДНК, полученной из скелетов, выявило только две семейные группы, хотя это было небольшое сельское поселение, где можно было ожидать, что многие люди состоят в родстве. Мужчина и женщина, похороненные рядом друг с другом на одном кладбище, имели родство первой степени — либо как мать и сын, либо как брат и сестра, — в то время как двое мужчин в соседних могилах на другом кладбище были родственниками второй степени родства, то есть могли приходиться друг другу дядей и племянником или дедом и внуком.

В целом останки свидетельствуют о том, что население деревни не отличалось хорошим здоровьем. Кроме достаточно типичного набора заболеваний зубов, многие страдали от малярии. На большинстве скелетов видны следы физических травм, включая переломы.

Возможно, это поселение служило официальным местом остановки около дороги, а его жители занимались обслуживанием путников. Это бы объясняло сочетание признаков очевидного материального процветания деревни (мясник, мощеная площадь) и плохого здоровья жителей.

На одном из кладбищ археологи нашли скелет мужчины, которого похоронили некогда, как и всех остальных. Вот только в ноге его была одна лишняя деталь. Большой железный гвоздь пробил правую пяточную кость (calcaneus) горизонтально, выйдя ниже выступа, называемого sustentaculum tali. На его скелете сохранились следы других травм, полученных незадолго до смерти, а на костях ног — признаки инфекции или воспаления, вызванного либо системным заболеванием, либо местным раздражением, таким как связывание или кандалы.

Гвоздь пробил пяточную кость мужчины / ©Albion Archaeology
Гвоздь пробил пяточную кость мужчины / ©Albion Archaeology

Специалисты пришли к выводу, что человек умер при распятии. Если верить письменным источникам, этот способ казни даже к III-IV векам вполне широко практиковался в Римской империи. Но вот археологических доказательств не было.

Что служит доказательством распятия? По повреждениям костей (если они вообще были) сделать однозначный вывод сложно, значит, надо искать гвозди. А их как раз не было. Историки считают, что гвозди не находят в могилах казненных по двум причинам.

Первая состоит в том, что далеко не всегда при такой казни применяли гвозди — часто человека привязывали к перекладинам креста. Как правило, римляне использовали не кресты в их современном понимании (crux immissa), а Т-образные — (crux commissa). Вторая же причина — то, что гвозди вынимали из тела после смерти. Их могли использовать вторично, а могли сделать амулет, сувенир («веревка повешенного» своего времени).

До раскопок в Фенстентоне в мире нашли только один подобный пример доказательства распятия — в Израиле, в северной части Иерусалима. В скелете казненного там гвоздь тоже застрял в правой пятке, но сохранность британской находки гораздо выше. Еще два случая (в Италии и Египте) под вопросом — не вполне ясно, относятся гвозди к способу казни или это детали гробов.

Казнь через распятие была распространена в Древнем мире: Геродот и Фукидид утверждали, что ее активно применяли персы, но при этом не были ее изобретателями. Александр Великий ввел казнь через распятие в странах Средиземноморья, прежде всего в Египте, а из эллинистического мира эта традиция попала в Карфаген. Судя по всему, римляне переняли ее у карфагенян. Такая казнь была запрещена эдиктом императора Константина I в начале IV века. Причина, видимо, заключалась в христианизации империи.


Источник