Археологи извлекают карты с затонувшего судна экспедиции Франклина.

В 1845 году от английского побережья отправилась экспедиция под руководством сэра Джона Франклина, морского офицера и исследователя Арктики. Все участники погиб, а оба корабля исчезли. Тела моряков искали во второй половине XIX века и значительную часть XX века, а корабли обнаружили только в XXI веке — с них продолжают извлекать артефакты.

В этом году под водой будут изучать только «Эребус». Второй корабль затонул на большем глубине, что позволило ему остаться лучше сохранившимся.

Европейцы стремились найти северный путь из Европы в Азию на протяжении многих веков.
Арктические экспедиции часто имели целью поиск новых земель и знаний, однако все заинтересованы были в прибыли: нужен был быстрый и удобный торговый путь.

Это путь не только вдоль северного побережья России, но и через Канадский архипелаг – его называют… Северо-Западным проходомЕго изучали так же тщательно, как и Северный морской путь, и к концу XVIII века оставалась непознанной лишь одна её часть — участок прохода между Тихим и Атлантическим океанами.

Известно, что «Эребус» затерло во льдах, а на той же картине неподалеку от судна — чистая вода. Художник, возможно, ещё не был в курсе о случившейся с экспедицией трагедии.

Экспедиция под руководством Джона Франклина, имевшего за плечами три арктических путешествия помимо военно-морской службы, должна была пройти эту часть пути. С ним отправились 105 матросов и 24 офицера на двух переделанных военных кораблях — «Эребусе» (грузоподъемностью в 372 тонны) и «Терроре» (грузоподъемность — 325 тонн). В последний раз их заметили в августе 1845 года в море Баффина.

Следующие десятилетия след экспедиции искали сначала спасатели, а потом археологи. Сегодня события представляются так: в июне 1847 года Джон Франклин умер, командование принял капитан «Террора» Фрэнсис Крозье. Корабли к этому моменту уже были скованы льдами, и весной 1848-го Крозье приказал командам сойти с них.

Крозье мечтал добраться до колонистов, однако команда была истощена: люди страдали от голода и болезней. Из экспедиции никто не выжил. Если следы людей позднее обнаружили, то куда исчезли корабли — оставалось загадкой. Лишь в 2014 году дайверы из государственного учреждения… «Парки Канады»обнаружилиВ заливе Куин-Мод работали «Эребус», а затем и «Террор». Подводные археологи начали свою работу.

В этом году они работалиТолько на «Эребусе» специалисты считают корабль находящимся в более опасном положении. За прошлый сезон с него извлекли 275 артефактов.

В арктических условиях подводную археологию ведут под куполом, оснащённым нужной техникой.

В кладовой стюарда обнаружили фолиант в кожаной обложке с страницами внутри. В обложку было вставлено перо, словно это был дневник или журнал учета, который временно закрыли для продолжения записи. Книга могла быть описью магазинов, списком продуктов и прочего, но может быть и личным дневником.

Из кладовой стюарда, которая находится возле кают-компании, было извлечено значительное количество предметов этого года — тарелки, столовые приборы, подносы и емкости для пищи.

Кроме того, дайверы осмотрели несколько кают офицеров. В них нашли лейтенантские погоны, оставшиеся в футляре, линзы от очков и другие вещи. По мнению археологов, команда, покидая «Эребус», оставила его в полной боевой готовности: двери и сундуки были закрыты, предметы располагались на своих местах.

Наиболее ценной находкой этого сезона может оказаться зеленая коробка, найденная в каюте младшего лейтенанта Генри Томаса Дандаса ле Весконте, которому Франклин поручил составление карт. То, что сначала приняли за книгу, оказалось набором профессиональных чертежных инструментов корабельного офицера. Экспедиция должна была изучить и картографировать Северо-Западный проход.

В той же каюте, кроме чертежного набора, обнаружили лист бумаги, запаянный в водонепроницаемую упаковку. Археологи предполагают находку одной из карт, составленных младшим лейтенантом. Точность предположения станет известна после лабораторного исследования артефактов.