Археологи исследуют гробницу рядом с местом гибели великана королем Артуром.

В XIII веке памятник неолита на западе Англии связывали с легендарным правителем Камелотом. То, что происходило там, до сих пор неизвестно.

Это не кинокадр из фильма о Нарнии, а строение эпохи неолита, названное в честь правителя из преданий.

Археологи из Манчестерского университета (Великобритания) началиРаскопки древней гробницы эпохи неолита, возрастом не менее пяти тысяч лет.

Гробницу составляют девять вертикально поставленных камней, покрытых тяжелой каменной плитой (не менее 25 тонн). Раскопки за пределами памятника выявили, что гробница — часть большого неолитического комплекса, простирающегося к югу. Изначально это сооружение не было каменным.

Изучение окрестностей артефакта, известного как Камень Артура, началось сравнительно недавно.

Похоже, первоначально это был длинный курган, ориентированный на юго-запад и окруженный деревянными столбами. После обрушения кургана жители неолита выстроили более широкую аллею столбов, вырезали скальные камеры и поставили вертикальные камни с каменной крышей. В этот раз столбы были обращены на юго-восток.

Конечно, мысль о сходстве с Стоунхенджем или аналогичным комплексом возникает сразу же. Даррингтон-УоллсЭто не обычное захоронение, как считалось раньше, а священное пространство, где проводились ритуалы или застолья.

Юго-запад Англии изобилует памятниками эпохи неолита. Во время раскопок в окрестностях так называемого Артурова камня нашли фрагменты скелетов людей, кремниевые обломки, наконечники стрел и глиняную посуду.

У Артурова камня обнаружены многочисленные находки из неолита.

Возникает вопрос: почему этот камень (десять камней) связывают с именем короля Артура? Он точно не жил пять тысяч лет назад, если жил вообще. Такое название место получило в народной устной традиции, но и по сей день активно используется в Великобритании. Существуют несколько гипотез о происхождении названия.

О короле из Камелота информации немного, и её достоверность вызывает сомнения. Большинство сведений — результат устной традиции, а версии его биографии сильно различаются. Самую полную коллекцию артуровских хроник предположительно составил сэр Томас Мэлори. Его «Книгу о короле Артуре и о его доблестных рыцарях Круглого стола» под названием «Смерть Артура» выпустил в 1485 году английский типограф Уильям Кекстон.

Мэлори создал своего рода артуровский справочник, объединив найденные им в письменных трудах и услышанные в устных пересказах легенд сведения.

В V-VI веках на западе Британии жил дукс бриттов Артур. О его деяниях писал валлийский историк Ненний (живший в конце VIII — начале IX века) в работе «История бриттов». Однако работы не отличает достоверность, автор рассказывал о драконах и фейри, а также путался с географией.

В двенадцатом веке британский священник Гальфрид Монмутский издал «Пророчества Мерлина», как будто бы подлинные тексты волшебника. Обман был разоблачён ещё в XII веке. Вильям НьюбургскийОн полагал, что Гальфрид соединил отрывки из «Неннии» с собственными воображаемыми идеями.

В целом о историях Артура сведения отсутствуют, но камень Артурова вполне реально существует. изложеннойКак гласит летопись Гальфрида Монмутского, здесь же Артур сражался с великаном, творившим вокруг кровавый и половой беспредел. Когда великан пал, его локти оставили в земле огромные следы — возможно, это остатки рва, окольцовывавшего сооружение в неолите.

В другой легенде говорится, что поединок Артура с племянником Мордредом состоялся возле больших камней. В этом бою погиб Мордред, но смертельно ранил дядю, отправившегося затем в Авалон. В некоторых вариантах легенды Мордред – сын короля, а не его племянник.

Ланселот и Гвиневера стоят у гроба короля Артура, на картине Данте Габриэля Россетти.

В одной легенде говорится, что во время пути на поле битвы Артур нашёл камень в сапоге и бросил его, а он разросся в объёме из-за гордости за то, что был коснулся королём.

В XII-XIII веках артурианские легенды распространялись как рукописные произведения для состоятельных людей, так и устными рассказами среди простого населения. Поначалу внимание уделялось силе Артура в сражениях и его способностям управлять государством, но впоследствии сказания вошли в средневековую романтическую традицию, став своего рода воззванием к временам морали, рыцарства и нравственности.

Камень Артура послужил моделью для Камня стола из романа «Лев, колдунья и платяной шкаф», первой книги серии «Хроники Нарнии» Клайва Стейплза Льюиса.