Израильский ученый расшифровал частично сохранившуюся надпись, найденную на горлышке большого кувшина, который датировали временем строительства Первого Иерусалимского храма.
В Jerusalem Journal of Archaeology вышла статья доктора Даниэля Вайнштуба (Daniel Vainstub) из Еврейского университета в Иерусалиме (Израиль). Автор работы утверждает, что непонятная ученым надпись, которую считали ханаанской, относится к другому языку. И это язык совершенно другого царства, связи которого с Иерусалимом отмечены в Библии, но пока не были доказаны археологическими свидетельствами.
Около десяти лет назад, во время раскопок поблизости от Храмовой горы в Иерусалиме, археологи нашли остатки семи больших керамических кувшинов. Их датировали X веком до нашей эры. Это период правления Соломона — третьего еврейского царя. При нем объединенное Израильское царство достигло наивысшего расцвета. При нем же был построен Иерусалимский храм.
На одном из кувшинов сохранилась часть надписи. Ученые решили, что выполнена она ханаанским шрифтом, на основе которого разработан древнееврейский шрифт, использовавшийся в эпоху Первого Храма. В течение последних десяти лет более десяти исследователей предлагали различные варианты прочтения, но так и не пришли к единому мнению.
Автор новой работы посмотрел на вопрос шире и обратился к другим семитским языкам. Он определил, что шрифт — древнеюжноаравийский, то есть его использовали в юго-западной части Аравийского полуострова (территория современного Йемена), где в то время господствовало царство Савское (оно же — Сабейское). Жители этого государства использовали сабейский язык, который, как и древнееврейский, относится к семитской языковой семье, но к совсем другой ее подгруппе.
По современным представлениям, сабейская цивилизация сформировалась в конце II тысячелетия до нашей эры. Столицей царства был Мариб — один из самых древних городов Азии. А еще это государство стало родиной библейской царицы Савской, о которой мы знаем много чего, кроме ее имени.
Эта правительница впервые упоминается в Первой и Второй книгах Царств и Хроник Библии. Ветхий Завет рассказывает о ее визите к царю Соломону с золотом, драгоценными камнями и верблюдами с благовониями. Царица Савская хотела проверить, так ли мудр ее коллега, как о нем говорят. Согласно Библии, царица была потрясена мудростью и величием Соломона, а также храмом, который он только что построил. Она вернулась домой, восхваляя и царя, и Израиль.
Увы, эта красивая история, как и многие библейские рассказы, до сих пор не имела надежного подтверждения археологическими материалами. Не было никаких свидетельств того, что Израильское царство как-то было связано с Савским. Доктор Вайнштуб считает, что он такое свидетельство нашел.
Согласно новому исследованию, если принять то, что надпись на кувшине выполнена не ханаанским, а сабейским шрифтом, она становится совершенно ясна. Такой набор символов известен и обозначал ингредиент для приготовления благовоний. А в Первом и Втором храмах для сжигания готовили специальную смесь благовоний, состоящую из четырех элементов. Судя по всему, в кувшине хранили один из них.
Савское царство в те времена было крупнейшим производителем и экспортером благовоний. Ранее ученые предполагали, что в Иерусалим они попадали путем, как сейчас говорят, параллельного экспорта, поскольку прямая торговля иностранцев в Израильском царстве была довольно жестко регламентирована (не в пользу иностранцев).
Однако исследование керамики, из которой изготовлен кувшин, показало, что сделали его в Иерусалиме, в местной крупной мастерской. И надпись выполнили там же — на языке, понятном производителям товара. Возможно, ее сделал человек, занимавшийся поставкой благовоний. Это демонстрирует четкую связь между Иерусалимом времен царя Соломона и царством Савским.
В работе сказано: «Расшифровка надписи на этом кувшине говорит не только о присутствии носителя сабейского языка в Израиле во времена царя Соломона, но и о системе геополитических отношений в нашем регионе в то время. Это свидетельство обширных торговых и культурных связей, существовавших между Израилем времен царя Соломона и царством Савским».