Исследователи связали дневники Шеклтона с состоянием обломков «Эндьюранса», обнаружив предвидение трагедии

Более столетия экспедиционное судно «Эндьюранс» считалось самым надежным деревянным судном, когда-либо созданным человеком. Однако морские раскопки и исследование архивных документов прояснили менее радужную картину. Оказалось, что знаменитый «Эндьюранс» Шеклтона не был неуязвимым гигантом. Напротив, он обладал серьезными конструктивными недостатками, о которых капитан был осведомлен еще до начала рокового путешествия к берегам Антарктиды.

В 1915 году англо-ирландский полярный исследователь Эрнест Шеклтон вместе с командой отправился на деревянном судне «Эндьюранс» к берегам Антарктиды. Они планировали грандиозный переход через весь антарктический континент — от моря Уэдделла до моря Росса, с покорением Южного полюса по пути.

Эндьюранс» не добрался до берега. Мощные льды моря Уэдделла охватили корабль и разрушили его. Экипаж был спасен, но цели экспедиции не были достигнуты. Шеклтон и все члены его команды пережили невероятные трудности, пересекая ледяные просторы и преодолевая бушующий океан на небольших шлюпках. Их стремление к жизни обернуло трагедию в торжество человеческой стойкости.

Затонувшее судно, покоившееся под толщей антарктических вод, стало легендой. На протяжении более чем столетия его представляли как образец судостроительного мастерства, исключительно прочную деревянную конструкцию.

В 2022 году международная экспедиция Endurance22 обнаружила обломки «Эндьюранса» на морском дне и тщательно обследовала их. Среди участников той миссии был Юкка Тухкури ( Jukka Tuhkuri) из Университета Аалто, расположенного в Финляндии. Заметив обломки, ученый поставил перед собой простой, но важный вопрос: что могло привести к гибели судна, которое считалось достаточно прочным? Тухкури начал исследование истории полярных судов, созданных в ту же эпоху, и пришел к заключению, что «Эндьюранс» не отличался от них. Более того, его прочность была значительно ниже, чем у его современников.

В период с конца XIX до начала XX века инженеры обладали знаниями о проектировании полярных судов, предназначенных для работы в ледяных условиях. Для обеспечения устойчивости к воздействию льда они модифицировали форму корпуса, придавая ему более вытянутую, овальную форму, и уменьшали глубину киля. Это позволяло избежать застревания льда по бортам и снижало давление на корпус. Вместо этого ледяные глыбы скользили под днищем, что уменьшало вероятность повреждений.

В конструкции этих судов палубы выполняли функцию усиления корпуса. Нижние перекрытия располагались сплошной линией от одного борта до другого, вдоль всей длины судна, формируя своеобразные ящики или переборки, повышающие его прочность и позволяющие выдерживать значительное давление.

Согласно результатам анализа Тухкури, «Эндьюранс» не соответствовал ни одному из перечисленных важных параметров. Это был довольно крупный корабль с заметно выступающим килем. Проведенные исследователем расчеты продемонстрировали, что другие полярные суда того времени могли справляться с нагрузкой, превышающей показатели «Эндьюранс» в 1,7–2,7 раза».

Ученый также выяснил, что на «Эндьюранс» был установлен весьма мощный паровой двигатель, что позволило проложить нижнюю палубу не на всем протяжении корпуса, а лишь до машинного отделения. В этой области отсутствовали усиливающие элементы, необходимые для обеспечения прочности судна. Следовательно, эта часть корпуса оставалась более слабой и незащищенной по сравнению с остальными.

Тухкури сделал самое удивительное открытие, изучая личную переписку Шеклтона. Легендарный исследователь был осведомлен об этих сложностях. В письме к жене, написанном незадолго до отправления в Антарктиду, Шеклтон признался, что прежнее экспедиционное судно «Нимрод», использовавшееся им в предыдущей экспедиции, было более надежным, чем новое «Эндьюранс». Тем не менее, Шеклтон все же решил продолжить миссию и пошел на риск.

Результат оказался ожидаемым. Мощное давление льда привело к поломке деревянной конструкции и образованию пробоины. В течение трех дней экипаж отчаянно пытался спасти «Эндьюранс», откачивая воду из трюмов при температуре минус 27 градусов Цельсия. Однако, после безуспешных действий Шеклтон отдал распоряжение об эвакуации команды на ледяную поверхность.

Действительно, к тому времени уже возник миф о «самом прочном деревянном корабле в мире». Тухкури полагает, что, вероятно, он начал формироваться еще до начала экспедиции — возможно, источником стала одна из статей в газете The Times. Шеклтон, располагая достоверной информацией, не опроверг миф, а, скорее всего, поддерживал его, чтобы подчеркнуть значимость экспедиции.

Результаты научной работы Тухкури опубликованы в журнале Polar Record.