Почему средневековые проститутки не могли жить с мужчинами: объяснение ученых

В период с конца XIV до начала XV века в Валенсии городские власти не применяли наказания к женщинам, работающим в публичных домах или являющимся наложницами, при условии, что они не пытались совмещать эти занятия. Тем не менее, эти ограничения не оказывали существенного влияния.

Сьюзан МакДоноу и Мишель Армстронг-Партида, историки из Университета Мэриленда и Университета Эмори (оба расположены в США), провели анализ судебных протоколов из Валенсии, охватывающих период с 1367 по 1402 год. В центре их внимания были штрафы, выписанные городскими властями мужчинам и женщинам, проживавшим вместе, но не заключившим церковного брака. Результаты исследования представлены в работе, опубликованной в Speculum: A Journal of Medieval Studies.

В эпоху Средневековья в Валенсии совместное проживание мужчины и женщины, не состоящих в законном браке, в большинстве случаев не одобрялось, однако не предусматривало наказания, если на них не поступали жалобы от соседей по каким-либо основаниям. Подобные союзы были распространены среди представителей различных социальных групп. Аналогичная ситуация наблюдалась и в других городах того времени, таких как Барселона, Марсель и Палермо.

В тех местах проституция представляла собой легализованный вид деятельности: городские власти организовывали бордели и определяли, кто имеет право там трудиться и кто может быть их клиентом. Помимо этого, они устанавливали различные пошлины и штрафы, которые обеспечивали доход для города. Также на женщин, работавших в публичных домах, распространялись определенные требования к внешнему виду.

Эти две группы — люди, состоящие в незарегистрированном союзе, и жрицы любви — не должны были иметь точек соприкосновения. Секс-работницам было запрещено вступать в длительные, но не оформленные официально отношения с одним партнером, что в средневековой терминологии соответствовало понятию «наложница». Мужчинам, в свою очередь, не позволялось формировать даже кратковременные связи с проститутками.

Несмотря на это, эти ограничения постоянно игнорировались. В период с 1367 по 1402 год городские власти Валенсии наложили штрафы на 400 женщин и 280 мужчин за подобные нарушения, что составляло значительную долю всех правонарушений, связанных с проституцией. Так, в 1387 году Бартомеу Креспи и «порочную» Йоханну оштрафовали на 22 су за то, что они состояли в постоянных отношениях, при этом женщина также была зарегистрирована как работница борделя.

Представители городских властей в Валенсии и других населенных пунктах выступали против подобного положения вещей. По мнению авторов исследования, для них проститутка, работающая в легально оформленном борделе, не могла быть связана исключительно с одним мужчиной. «По их мнению, это была женщина, чья сексуальная доступность была открыта для множества мужчин, в отличие от наложницы, чье тело было доступно только одному мужчине», — подчеркнули исследователи.

Несмотря на введенные штрафы и последующий закон, требующий от мужчин, признанных виновными в подобных связях, носить капюшоны с желтыми опознавательными знаками, многие пары продолжали жить вместе. Такие отношения нередко были непродолжительными, например, между работницей сферы сексуальных услуг и моряком, задерживавшимся в порту на несколько месяцев. Однако, как минимум одна пара прожила вместе более пяти лет, при этом их регулярно подвергали штрафам.

Предлагаемые авторами объяснения ситуации могут быть разнообразными. У мужчин и женщин могли существовать различные мотивы для подобных отношений: привязанность, дружеские чувства, экономическая зависимость (в записях часто упоминается, что это нередко были люди с низким достатком, которым не всегда хватало средств даже на оплату штрафов). Однако, по мнению исследовательниц, возможно существование и гендерно обусловленных факторов. Вот что они утверждают относительно женщин, состоящих в таких парах:

«Полагаем, что при переходе из состояния проституции в положение наложницы женщина обретала возможность влиять на взаимоотношения с возлюбленным. Выбор наложничества, даже если оно не приносило удовлетворения, позволял проституткам понять, какова жизнь в роли одного из супругов».

По мнению исследователей, для мужчин это могло служить способом подтвердить свою мужественность, способом показать окружающим и самим себе их состоятельность и успех, позволяющие обладать женщиной, принадлежащей только им. Однако, согласно исследованию, городские власти не одобряли подобное поведение, стремясь лишить малоимущих граждан возможности самоутверждаться таким образом.

Результаты исследования вызвали удивление и породили ряд вопросов. Причина заключается в том, что мужчины, принадлежавшие к наиболее незащищенным слоям средневекового общества (к которым исследователи относят моряков, бродяг и мигрантов), ежедневно проявляли свою мужественность – чтобы обеспечить собственное выживание. И современные представители власти вряд ли могли бы отказать им в этом – вопреки утверждениям исследовательниц.