В ходе эксперимента было выяснено, что температура поверхности автомобиля черного цвета, находившегося на солнце несколько часов, была на 3,8 °C выше, чем температура асфальта рядом.
Под термином «городской остров тепла» понимают более сильное повышение температуры в городах по сравнению с окружающей местностью, чаще всего — сельской. Хотя этот эффект довольно хорошо изучен, в посвященных ему исследованиях зачастую не рассматривали роль автомобилей, в особенности припаркованных. Группа специалистов из Португалии, Ирландии и Бразилии в эксперименте показала, что в зависимости от цвета транспорт может влиять на температурную обстановку. Статья об этом вышла в журнале City and Environment Interactions.
Эксперимент состоялся 23 июля 2024 года на парковке Лиссабонского университета в Португалии. Специалисты проводили измерения температуры рядом с двумя автомобилями, окрашенными в черный и белый цвета соответственно. Автомобили находились под воздействием солнечных лучей более пяти часов. В день эксперимента отсутствовал ветер, погода была ясной и жаркой — температура воздуха в среднем достигала +36 °C. Для сравнения использовались температурные показатели с соседнего участка, расположенного примерно в метре от асфальта.
Исследования показали, что цвет автомобиля оказывает заметное влияние на температуру окружающей среды. В ходе экспериментов было зафиксировано, что температура воздуха вблизи черных автомобилей поднималась на 3,8 °C выше, чем температура асфальта на соседней свободной территории. Металлические части корпуса и темное лакокрасочное покрытие активно поглощают солнечное тепло, что приводит к быстрому нагреву. Это может приводить к образованию «горячих зон» вокруг автомобиля, усиливающих жару для пешеходов.
Темное покрытие автомобилей более подвержено нагреву на солнце, поскольку оно поглощает большую часть солнечной энергии. В ходе эксперимента наблюдалось, что возле белых автомобилей температура, как правило, была ниже.
Исследования показали, что в Лиссабоне ежедневно на дорогах находится более 700 тысяч транспортных средств, а припаркованные автомобили занимают до 10% площади дорожного покрытия в центральной части города. В связи с этим, большое количество автомобилей темного цвета на стоянках способно повышать температуру воздуха на городских улицах и усугублять дискомфорт пешеходов, вызванный жарой.
Эксперты посоветовали принимать во внимание потенциальное воздействие автомобилей при дальнейших изысканиях, касающихся городского теплового острова, а также при формировании градостроительных стратегий.
Для снижения выявленного эффекта ученые предложили ограничить парковку автомобилей темного цвета в наиболее жарких районах, оснащать открытые стоянки затеняющими конструкциями и предпринимать другие меры. Кроме того, поскольку на улицах становится все больше электромобилей, исследователи призвали сделать для них стандартом окраску теплоотражающим покрытием.