Людям стриминговые платформы принесли огромное количество положительных эмоций. Однако, какой ценой? Исследование, проведенное британскими учеными, показало, что деятельность стриминговых компаний в сфере производства фильмов и телепередач оказывает значительно большее негативное воздействие на окружающую среду, чем это делала традиционная киноиндустрия в прошлом.
Стриминговые сервисы – это платформы, которые предлагают фильмы, сериалы, музыку, игровые трансляции и даже телеканалы, подобранные в соответствии с предпочтениями пользователей. Если говорить проще, то это передача контента от поставщика к зрителю через интернет в режиме реального времени.
Некоторые платформы занимаются не только трансляцией онлайн-контента, но и разработкой собственных проектов. К наиболее известным из них относятся Apple TV+ и Netflix.
Netflix часто называют лидером рынка потокового видео. По данным последних финансовых отчетам, в 2021 году затраты компании на контент достигли рекордного уровня – 17 миллиардов долларов США. Еще в 2016 году эти расходы были меньше семи миллиардов. В 2020 году объем производства фильмов и сериалов за рубежом, осуществляемый Netflix, значительно превышал производство внутри страны (зарубежный контент оказался больше внутреннего). А в 2022-м Netflix впервые выпустил более 1000 эпизодов сериалов за квартал — в пять раз больше любого другого сервиса.
Благодаря развитию новых технологий кинопроизводство становится более разнообразным, а объемы выпускаемых фильмов и сериалов – больше. Данные технологии позволяют создавать контент быстрее и эффективнее.
Исследователи из университетов Уорик и Кембридж (Великобритания) провели исследование, чтобы определить воздействие увеличения числа стриминговых сервисов и производимого ими контента на экологию опубликована на сайте независимой команды ученых Кембриджского университета ( The Minderoo Centre for Technology and Democracy).
В ходе исследования были проанализированы маршруты съемочных групп, их повседневная жизнь, а также используемые технологии и инфраструктура при производстве фильмов и сериалов. Полученные результаты оказались неблагоприятными.
Наибольшую опасность для окружающей среды представляет масштабное энергопотребление, связанное с производством фильмов, сериалов и телепередач. От освещения до работы оборудования, съемочные площадки характеризуются огромной потребностью в энергии. В качестве источника энергии зачастую используются невозобновляемые ресурсы, включая нефть, газ и уголь, что ведет к росту выбросов углекислого газа и обостряет климатические изменения.
Еще одна проблема, связанная с производством фильмов и телепередач, — это транспорт. Для доставки съемочной группы, актеров и оборудования требуется перевозка в разные локации, нередко на большие расстояния. Это приводит не только к увеличению выбросов углекислого газа, но и к загрязнению атмосферы.
Использование одноразовой пластиковой посуды оказывает негативное влияние на съемочный процесс. Объем производимого пластиковых отходов напрямую зависит от численности съемочной группы. Впоследствии этот пластик оказывается на полигонах или загрязняет океан, что приводит к дальнейшему ущербу для экологии.
Ученые подсчитали, по оценкам, производство одного голливудского фильма, включая картины, создаваемые стриминговыми сервисами, приводит к антропогенным выбросам углерода объемом около трех тысяч тонн. Это сопоставимо с объемом выбросов, возникающих при облете Земли на транспорте 300 раз.
В заключение своей работы исследователи сформулировали ряд рекомендаций для киноиндустрии, направленных на повышение ее экологической устойчивости. В частности, авторы подчеркнули необходимость разработки кинопроизводителями «комплексной экологической оценки цифровизации». Эта оценка должна включать анализ используемых материалов и предполагаемый срок эксплуатации инфраструктуры и комплектующих, чтобы сократить их замену и образование отходов.
Важно отметить, что киноиндустрия все больше осознает свою влияние на окружающую среду и предпринимает некоторые шаги, чтобы снизить негативное воздействие на нее. Например, многие продюсерские компании внедряют на съемочных площадках «экологически чистые методы»: используют энергоэффективное освещение, потребляют энергию от возобновляемых источников, сокращают отходы за счет переработки и компостирования.