Амазония охватывает 4% поверхности Земли, однако ее видовое разнообразие значительно превосходит таковое в США, Европе и России, если рассматривать эти страны как единое целое. Несмотря на это, бразильские власти приступили к строительству автострады через амазонские джунгли, чтобы предотвратить транспортные заторы во время климатической конференции 2025 года. На повестке дня встречи – вопрос сохранения амазонских джунглей, которые достигли пика своего развития полсотни миллионов лет назад, в период наиболее теплых климатических условий на планете.
Джунгли Амазонии охватывают всего шесть миллионов квадратных километров. Однако, благодаря экваториальному климату, здесь сосредоточено несоизмеримо большее количество видов живых организмов: не менее 438 тысяч видов растений, 1300 — птиц, 3000 — рыб, более 430 — млекопитающих, 2,5 миллиона — насекомых. В среднем на гектаре насчитывается 310 видов деревьев и до 1500 видов высших растений. В типичных лесах умеренного климата эти показатели значительно ниже, а в северных лесах — на два порядка меньше. Поэтому местные тропические леса являются приоритетным объектом внимания в контексте изменения климата.
Тем не менее Би-би-си сообщило, в преддверии следующего климатического саммита, который пройдет в Белене (Амазония), планируется строительство четырехполосной автострады в окрестностях города. Учитывая, что население города составляет всего 50 тысяч человек, существующая дорожная инфраструктура не сможет обеспечить беспрепятственное прибытие делегатов без образования заторов. Длина запланированной трассы составит 13 километров. Несмотря на отсутствие информации о ширине полосы вырубки, при проведении подобных работ она обычно не менее 30 метров: в условиях повышенной влажности требуется приподнимать дорогу и создавать эффективную систему водоотведения.
Вырубки охватывают, по меньшей мере, сотни гектаров. В условиях высокой концентрации биомассы это превышает 100 тысяч тонн только растительной массы. На такой площади обитают сотни миллиардов беспозвоночных.
Не все аргументы, выдвинутые Би-би-си в адрес новой дороги, имеют под собой основания. В частности, издание утверждает, что Амазония играет важную роль в поглощении углерода из атмосферы. Однако это утверждение не соответствует действительности: южные леса, в отличие от северных, не способны связывать больше углекислого газа, чем высвобождают. Там обитает большое количество беспозвоночных и грибов, которые эффективно разлагают мертвую древесину, возвращая углерод обратно в атмосферу.
Если не принять мер, то местный лес утратит экологическую устойчивость, подобно лесам северных регионов. В них содержится большое количество веществ, которые не участвуют в круговороте благодаря отсутствию фауны, способной разлагать древесину. В конечном счете, это приводит к обеднению почв тайги, которые и без регулярных пожаров стали бы непригодны для развития высших растений.
Некоторые местные жители выражают опасения, что строительство дороги может привести к появлению предприятий, что, в свою очередь, спровоцирует дополнительные рубки леса. Также автострада будет огорожена, а животным переходы, как показывает практика, не всегда устраивают. В результате, лесной массив в этом районе будет разделен на две части, что создаст препятствия для миграции диких животных.
Хотя вырубка лесов представляет опасность для джунглей, влияние глобального потепления гораздо более многогранно. В 2010 году в Science опубликовали научную работу, которая показала, что почти 55 миллионов лет назад, в период палеоцен-эоценового термического максимума, в этом районе не было вымираний видов растений. Зато существенно ускорилось образование новых видов: в джунглях случился взрыв биоразнообразия.
В среднем, в каждом образце ископаемых пород в рассматриваемый период содержалось на 50% больше пыльцы. В обозримом геологическом прошлом не существовало периода, сопоставимого с палеоцен-эоценовым термическим максимумом по температуре. Средняя температура на планете составляла +26°C (в настоящее время +15°C), что значительно превышает ожидаемые значения по итогам текущего глобального потепления.
Учитывая вышесказанное, основной автор работы, выполненной в 2010 году, тогда заявил в интервью: «Если бы у нас не было людей, вырубающих леса в тропиках, они, вероятно, справились бы с изменением климата весьма неплохо».