В пробах воздуха из салона сотен автомобилей различных производителей обнаружили широкий спектр огнестойких химикатов, способных оказывать влияние на здоровье людей.

Ученые из Школы окружающей среды при Дьюкском университете в Северной Каролине и Беркли, а также коллеги из Торонто впервые использовали пассивные силиконовые пробоотборники для выявления и описания огнестойких химикатов в салонах легковых автомобилей. Исследователи оценили связь этих веществ с температурой окружающей среды от минус пяти до плюс тридцати градусов Цельсия. рассказали в статье для журнала Environmental Science and Technology.
Жители тридцати штатов США, обладающие автомобилями 2015 года выпуска или новее, приняли участие в исследовании. В выборку вошло 101 транспортное средство: 49 (50%) — с двигателем внутреннего сгорания, 26 (25%) — электрическим и столько же — гибридным. Список стран-производителей авто включал Соединенные Штаты, Японию, Мексику, Германию, Южную Корею, Канаду, Австрию, Бельгию, Великобританию, Францию, Словакию и Швецию.
В холодное (8,7 градуса Цельсия) и теплое (21,9 градусов) время года собирались образцы для оценки влияния температуры: с февраля по май и с июля по сентябрь 2022 года. Автомобилистам предоставлялись наборы с инструкцией и просьбой повесить силиконовые пробоотборники на зеркало заднего вида на семь дней. После этого добровольцы заворачивали приборы в фольгу, помещали в пакет с застежкой-молнией и отправляли обратно в лабораторию.
Участникам также поручили отправить маленький фрагмент пены размером примерно один сантиметр из переднего сидения машины. Для этого, чаще всего, требовалось забраться под сиденье. В результате учёным удалось собрать 52 образца.
Провернули образцы на присутствие бромированных и фосфорорганических антипиренов. В воздухе искали 49 таких химикатов, а в пене — 15.
Антипирены — специальные компоненты для огнезащиты, всё больше вытесняющие другие вещества, например токсичные полибромдифениловые эфиры. Их используют в производстве пенополиуретана, стройматериалов, предметов интерьера и текстиля, электроники и транспортных средств. Вред антипиренов пока продолжают изучать, но предыдущие исследования показали: воздействие некоторых антипиренов на основе фосфорорганических эфиров сказывается на репродуктивной системе, исходе родов и риске развития рака. Например, трис(1,3-дихлор-2-пропил)фосфат связан с негативными последствиями для здоровья: снижением фертильности, изменением функции гормонов щитовидной железы и возникновением онкопатологий.
Анализы показали наличие как минимум семнадцати огнестойких веществ в одном из пробоотборников, включая шесть типов бромированных антипиренов. 2,4,6-трибромфенол оказался самым распространенным: его обнаружили в 22% зимних и 43% летних проб. В большинстве случаев исследователи находили фосфорорганические антипирены; по меньшей мере двенадцать таких соединений присутствовали в одном образце.
В свыше 60% проб как зимой, так и летом обнаружены четыре типа фосфорорганических антипиренов: триэтилфосфат, триизобутилфосфат, три-н-бутилфосфат и трис(1-хлор-2-пропил)фосфат. Только летом в более чем 58% образцов выявлено два дополнительных фосфорорганических антипирена: трис(1,3-дихлор-2-пропил)фосфат и трифенилфосфат.
Летом концентрация некоторых замедлителей огня была значительно выше, чем зимой: при повышении температуры окружающей среды на градус концентрация три-н-бутилфосфата и трис(1-хлор-2-пропил)фосфата росла в среднем на 12%. Авторы статьи считают, что это говорит о роли температуры в степени выделения огнестойких химикатов внутри салона.
Наличие антипиренов не зависело от марки, модели, года выпуска или страны производства автомобиля. В машинах с полностью электрическими двигателями концентрация трис(1-хлор-2-пропил)фосфата и три-н-бутилфосфата была существенно ниже по сравнению с ДВС: как зимой, так и летом уровни первого вещества в электромобилях примерно в шесть раз ниже, а второго — в три раза.
Гибридные автомобили в данном случае также показывали худшие результаты. Ученые отметили, что выявленные тренды по типам двигателей могут меняться в зависимости от производителя автомобиля.

Дополнительные анализы пены с сидений показали, что некоторые антипирены в пенопласте повышают уровень их содержания в воздухе внутри машин. Хотя трис(1-хлор-2-пропил)фосфат может выделяться не только из сидений, а также из подголовников, обшивки крыши, внутренней обивки и пенополистирола.
Несмотря на малый объем выборки и другие ограничения, американские и канадские учёные обнаружили связь между антипиренами в пенопласте автомобильных сидений и уровнями этих веществ в воздухе салона.
Личные автомобили остаются недостаточно изученным источником огнезащитных компонентов, хотя многие жители мегаполисов ежедневно пользуются ими для передвижения, в том числе с детьми в школах и детсадах. В США среднестатистический водитель тратит за рулем около 55 минут в день. Учитывая доказанную или потенциальную канцерогенность антипиренов, необходимы более подробные исследования этой важной темы.
Авторы исследования советуют водителям контролировать температуру в салоне, часто открывать окна и парковаться в гараже или тени вместо солнечного света для ограничения воздействия антипиренов. Для достижения наибольшего эффекта необходимо сократить количество применяемых огнезащитных веществ производителями.