Научные изыскания показали, что аромат ношенных футболок воздействует на выбор женщин в отношении мужчин. Новое исследование подтвердило, что при подборе партнерш запах оказывается важнее внешности.

В 1995 году швейцарский исследователь Клаус Ведекинд провел серию экспериментов. Мужчины два дня носили футболки, в них спали, не пользуясь дезодорантами, духами и подобным. Затем майки раскладывали по коробкам и просили женщин, незнакомых с мужчинами, после обнюхивания сказать, какая из них привлекла их больше. Чаще всего женщины выбирали футболки, ношенные мужчинами с наиболее отличающимися от них генами главного комплекса гистосовместимости (отвечают за иммунитет).
С точки зрения эволюции это выгодная стратегия, так как увеличивает генетическое разнообразие комплекса у потенциальных потомков. Чем выше его разнообразие, тем лучше иммунитет ребенка. Такая стратегия выбора также снижает вероятность близкородственного скрещивания, которое опасно для будущих детей. Ведекинд заметил, что если женщины принимали противозачаточные средства, то их выбор становился противоположным, то есть отмеченный им механизм действовал только в естественных условиях.
Точно как происходил отбор в этом случае, непонятно. У человека, как минимум у части популяции, есть вомероназальный орган. У других видов он управляет половым поведением и реагирует на запахи, не воспринимаемые обычным обонянием. Трудно исключить его влияние на поведение через обычную обонятельную систему.
В США ученые применили сходный метод к изучению дружеских отношений между гетеросексуальными студентками. Исследователи не заставляли участниц отказываться от привычки пользоваться парфюмом. Эксперимент проходил в формате спид-дейтинга, но назвался «спид-френдинг», чтобы 40 участвовавшим сразу была ясна разница. Статью об этом… опубликовали в журнале Scientific Reports.
Сначала участникам показали «фото на паспорт» остальных, сделанные специально для этого мероприятия. Необходимо было оценить «потенциал дружбы» с каждой из участниц только по этим снимкам. Затем женщины 12 часов (в дневное время) носили футболки, которые потом упаковали в закрытые пластиковые мешки. После этого участницы оценивали потенциал дружбы исключительно по этим футболкам, которые получали без сопровождающего фото.

Затем участникам предоставляли четыре минуты для личного общения и оценки параметра с учетом полученного опыта. После этого выдавали футболки в новых мешках с другими номерами, чтобы участники оценили потенциал дружбы не по памяти, а на основе запаха и личного общения. В данной оценке бессознательное восприятие запаха во время общения могло играть заметную роль, так как человек не всегда сознательно запоминает чужой запах за четыре минуты.
Оценки потенциала дружбы по фотографиям оказались значительно менее точными, чем по запахам. Участники эксперимента легко опознавали других по фотографии во время разговора, а вот по запаху – труднее. Фото показывали всего на 0,1 секунды, что недостаточно для детального рассмотрения. После живого общения оценки «по запахам» уточнились: те, кому понравился разговор, увеличили «потенциал дружбы» для футболок тех собеседниц, которые произвели на них хорошее впечатление.
Изучение выявило, что ароматы оказывают важное влияние на выбор как любовных партнеров, так и друзей. Это довольно необычное открытие, учитывая то, что у людей обоняние не является главным источником информации о окружающем мире.